Сегодня хочу рассказать, как я выбирал светосильный объектив с фиксированным фокусом для своего фотоаппарата Panasonic GX8. В компании мне посоветовали обратить внимание на два объектива с достаточно вменяемой картинкой и, что самое главное, ценой: 25 mm f/1.4 и 15 mm f/1.7. Я сравнил обе линзы и готов поделиться результатами своих тестов.
Бэкграунд
В прошлом году я отказался от прослужившей мне верой и правдой около 5 лет зеркальной камеры Canon 60D в пользу более компактного решения. На то было несколько причин, главная из которых — размеры этой «дуры» от Canon. У меня просто не осталось терпения на то, чтобы таскать с собой связку из Canon 60D и Canon 24-105 mm на все презентации, международные выставки, просто в путешествия и так далее.
Во-первых, вкупе с ноутбуком, портативным аккумулятором, минимум двумя тестовыми смартфонами, которые у меня всегда с собой, и вот этой самой связкой рюкзак становится настоящей обузой. Да, первый час ты не замечаешь всего этого веса за спиной. Но спустя некоторое время хочется просто взять и выкинуть всё это дело.
Во-вторых, снимать в полевых условиях выставки или презентации, в одной руке удерживая тестовый смартфон, в другой собственно Canon 60D + Canon 24-105 mm — это то ещё «развлечение».
В общем, в 2016 году я обратился в Canon с целью протестировать их более компактные решения. У меня была на руках целая экосистема от этой компании, поэтому логично, что мой выбор пал на Canon. Российское представительство просто проигнорировало мои запросы на сотрудничество. Однако откликнулись ребята из Panasonic и предложили взять на тест их новинку — GX8.
Полноценный обзор можете почитать здесь, а тут я просто резюмирую мои впечатления — фотоаппарат поверг меня шок и вот почему. Да, он стоил тогда и стоит сейчас немало — за минимальную «китовую» конфигурацию сейчас просят около 80 тысяч рублей. Год назад это было около 100 000 рублей. В принципе, как и более-менее приличная современная зеркалка от Canon, правда, без объектива.
Вес с объективом не превышает 800 грамм — это пушинка по сравнению с конструкцией Canon 60D + 24-105 mm.
В общем, я поймал дзен и был целиком и полностью удовлетворён переездом с Canon на Panasonic.
Зачем мне нужен был ещё один объектив?
Китовым объективом в моём случае стал 14-42 mm f/3.5-5.6 со сложным названием H-FS1442A. Линза целиком и полностью меня устраивала, но попользовавшись ею некоторое время, я пришёл к выводу, что надо было доплатить и взять старшую модель — 14-140 mm f/3.5-5.6 (модель H-FS14140). Если у вас есть возможность, не экономьте и берите именно эту конфигурацию.
Кроме того, он всё-таки рисует чуточку интереснее. H-FS1442A — это качественный, но всё-таки «китовый» объектив. А вот H-FS14140 — другое дело.
Однако больше всего меня не устраивала в моём 14-42 mm именно светосила: всё-таки сделать красивое размытие фона с такой весьма закрытой диафрагмой (f/3.5-5.6) очень сложно.
При предметной съёмке этого просто недостаточно, а снять нормальный, красивый портрет вообще невозможно — фон будет хорошо различим, а человек плохо отделён от задних объектов.
Я спросил ребят из Panasonic, чтобы они могли бы мне посоветовать из хороших, светосильных фиксов, подходящих для моей камеры. Напомню, что речь идёт о байонете стандарта Micro или M3/4. И вот что мне предложили:
- Panasonic Nocticron 42.5mm f/1.2 Asph DG O.I.S. (H-NS043) — 100 000 рублей
- Panasonic Summilux 12mm f/1.4 Asph DG — 100 000 — 110 000 рублей
- Panasonic Leica DG Summilux 25mm f/1.4 Asph DG (H-X025) — 40 000 рублей
- Panasonic Leica DG Summilux 15mm f/1.7 Asph (H-X015) — 30 000 рублей
Цены я указал примерные, но более-менее актуальные. Понятно, что первые два относятся к по-настоящему творческим «стёклам», однако цена, сравнимая со стоимостью фотоаппарата, меня всё-таки оттолкнула, поэтому я попросил на тест два других объектива: 25 mm f/1.4 и 15 mm f/1.7. О них сейчас и расскажу.
Собственно тест
Я бы не рискнул назвать эту статью полноценным обзором объективов Panasonic H-X025 25 mm f/1.4 и 15 mm f/1.7. Я не тестировал «стёкла» при разных условиях съёмки, при разном освещении и так далее. Для меня крайне важен был всего лишь один вид фотографирования — предметная съёмка. Я хотел бы, чтобы смартфоны на фотографиях из обзоров выглядели бы ещё интереснее, с красивым, мягким размытием и так далее.
Да и освещения вокруг практически всегда недостаточно, а с «дыркой» в 1.4 или 1.7 снять нормальный, не тёмный или не шумный кадр гораздо проще. Учитывая стабилизацию в фотоаппарате, можно легко увеличить выдержку до 1/15 — 1/10 секунды.
Да и хорошее размытие при предметной съёмке будет означать запас творчества для съёмки портретов. Так собственно и вышло.
Давайте уже перейдём к примерам и посмотрим, какой объектив снимает резче, лучше «мылит» и не грешит всякими там аберрациями.
Ниже два снимка, которые наглядным образом покажут два самых главных отличия объективов. И нет, это не фокусное расстояние.
Размытие больше — картинка красивее. А разница совсем небольшая — всего f/0,3.
А теперь смотрим на 100-процентные кропы из двух, тех же самых примеров.
На самом деле разница не слишком уж и велика, но путём столкновения кадров лоб в лоб становится хорошо заметна.
Кстати, все оригиналы (без ресайза) и кропы приведённых примеров можно скачать одним архивом для детального изучения у себя на компьютере. Вот ссылка.
А теперь закрепляем результат. Съёмка в сложных условиях освещения (без студийного света), плюс я добавил в сравнение кадр, полученный при помощи моего «штатника» 14-42 mm со диафрагмой f/3.5-5.6.
На удивление, самым резким оказался зум-объектив. А среди фиксов 25 mm по-прежнему опережает своего конкурента.
Заодно смотрим, насколько круто иметь объектив с фиксированный фокусом. Размытие от 14-42 mm никуда не годится. А теперь кропы тех же изображений.
А теперь смотрим на то, чем же ещё отличаются между собой наши герои. Да, самым очевидным — фокусным расстоянием.
Именно по этой причине самые лучшие портретники — это 85 mm и выше. Можно делать сумасшедшее размытие, находясь от объекта на расстоянии трёхочкового броска.
Ещё один тест, который дополнительно подтверждает мои выводы. Все примеры ниже сняты при «дырке» f/2.8, соответственно, боке должно быть более-менее одинаковым. Ну, кроме 14-42 mm, разумеется, ибо у него на коротком конце минимальная диафрагма f/3.5.
Результат ожидаемый — 25 mm мылит всё равно чуточку лучше на одной и той же диафрагме. А всё потому, что смартфон Doogee «находится ближе» к камере. И это при том, что фотоаппарат находился от объекта всегда на одном и том же расстоянии.
Однако для меня, как снимающего много разных смартфонов и других устройств, важно, чтобы было хорошее размытие и максимально возможная резкость. Отсюда ответ на вопрос «Какой объектив выбрать?» был для меня очевиден. Конечно, Panasonic Leica DG Summilux 25mm f/1.4 Asph DG.
А теперь давайте посмотрим на примеры, так скажем, «живых», а не лабораторных фотографий.
Обратите внимание на два снимка ниже. Тот что слева, снят на «дырке» f/1.4, а справа я выставил другое значение — f/2.0. И знаете, в чём самое главное отличие этих кадров? Нет, не в засветах на первом, а в присутствии хроматических аберраций.
Другими, словами объектив страдает ХА, однако при ярком свете лучше прикрыть диафрагму, дабы их избежать.
И буквально пару слов про портретную съёмку. Ожидаемо Panasonic 25mm f/1.4 не самым лучшим образом подходит под съёмку людей. Да, если подойти достаточно близко и скомпоновать кадр, чтобы было видно лицо, шею и немного груди, то снимок будет выглядеть потрясающе — объект будет звенеть резкостью, а задний план превратится в отличное боке. Не слишком творческое, но всё-таки очень интересное для не очень искушённого взгляда.
В таком случае, фикс не слишком уж сильно отличается от моего штатника — 14-42 mm.
Короткий вывод
Для моих целей, а это много-много предметной съёмки и иногда фотографирование людей, объектив Panasonic Leica DG Summilux 25 mm f/1.4 Asph H-X025 гораздо предпочтительнее.
Panasonic 15 mm f/1.7 H-X015 более интересен широким углом, однако объект съёмки всегда будет находиться «дальше» от матрицы, следовательно размытие, к которому я так стремился, будет хуже. Кроме того, он проигрывает 25-миллиметровому конкуренту в резкости. В принципе, 15 mm сам по себе довольно резкий, но, повторюсь, если сравнивать по этому параметру два стекла, то лучше взять 25 mm. А если закрыть диафрагму до f/4, то фотографии будут буквально звенеть при их детальном изучении.
Безусловно, оба параметра (хорошее боке и резкость) крайне важны. Первый делает кадры более творческими, второй — более красивыми. Согласитесь, ведь всегда приятней смотреть на чёткие снимки, нежели на размыленное мыло.