Что такое Dolby Atmos и почему это стоит попробовать

Идем в кино с Dolby Atmos

Стереозвук — это хорошо. Система 5.1 — еще лучше. 13.2 — так это вообще красота. И все равно все это вчерашний день. Неважно, сколько колонок у вас дома. Пора сосредоточиться на главном — на источнике звука. И сегодня речь пойдет о Dolby Atmos — новейшей технологии иммерсивного звука (от англ. Immersive — погружение).

В начале статьи хотел бы выразить благодарность пресс-службе компании Dolby, а также лично Алексею Угриновичу, генеральному директору Dolby в России и СНГ, и Алексею Прохорчуку, инженеру по кинотехнологиям Dolby в России и СНГ. Материал не появился бы на свет без их содействия и информационной поддержки.

Кинотеатр Формула Кино на Лубянке с поддержкой Dolby Atmos

Содержание:
— Что было до Dolby Atmos?
— Что такое Dolby Atmos?
— Поход в кино
— Домашняя работа
— Что купить? Где попробовать?
— Как быть с контентом?
— А как же конкуренты?
— Вывод

Что было до Dolby Atmos?

В самом начале был монозвук. Использовался один динамик, который воспроизводил все то, что записали создатели фильма. Затем стали задействовать два громкоговорителя и получился уже стереозвук. Это было куда интереснее, а главное, живее.

Стоит упомянуть о некой хитрости, если речь идет об аналоговом носителе, а «цифры» на тот момент еще не существовало. Как известно, на кинопленку физически можно записать только два канала, но инженеры научились при помощи особого метода записи, именуемого матричным кодированием, скрывать в этих двух потоках намного больше — до 9 каналов. Непосредственно в зале специальное оборудование вычленяло эти спрятанные потоки и рассылало их на соответствующие динамики.

Система 5.1

Позже на ринг вышла так называемая система 5.1, когда в помещении устанавливался один сабвуфер и пять колонок, расположенных вокруг зрителя помещения: два тыловых динамика, два передних и один, условно, голосовик по центру, спереди. При сведении аудиозаписей звукорежиссеры стали активно раскладывать аудиокартину под существующую схему динамиков. На сабвуфер пускали басы (это была отдельная аудиодорожка, а не собранные с других каналов частоты), голос звучал из переднего спикера, остальные эффекты раскладывали специально под левую-переднюю, правую-заднюю и так далее колонки в зависимости от творческих предпочтений создателей фильма.

Далее, принцип разложения саундтреков стал усложняться за счет использования все большего количества каналов. Появилась система 7.1, когда спереди по-прежнему находилось по три спикера, а остальные каналы уже разделялись на боковые и отдельно от них тыловые.

Однако у этого подхода была одна проблема — взаимопроникновение каналов, которого нельзя было избежать при аналоговом носителе. С появлением цифрового звучания и, в частности, Dolby Digital проблема была решена и каналы можно было использовать на полную мощность без перекрытия друг друга. Качество звука улучшилось, творческие возможности создателей кино увеличились.

Принцип работы Dolby Atmos в кинотеатре

Разумеется, на этом дело не встало. Вариативность размещения каналов была довольно-таки разнообразной: 9.1, 13.1 и так далее. Были и эксперименты как, например, Dolby Surround EX. В данной системе матричным способом кодировался еще один дополнительный канал — центральный, задний. Он был спрятан в левом и правом сурраунде.

Понятно, что разница была исключительно в количестве установленных колонок и соответствующих разложенных на них звуковых дорожках. В кинотеатре можно было установить сколько угодно динамиков, однако чем-то новым удивить зрителя было сложно. Звучание и так было объемным, а особой разницы между тем, из двух или из трех задних колонок «выскакивал монстр» не было.

Некоторые компании экспериментировали с 3D-эффектом. Например, Aura-3D, разработчики которой добились объемного звучания посредством установки дополнительных, высотных каналов. Это значит использование еще нескольких динамиков, установленных над основными. Та же самая «канальная логика», только она выражалась в физическом расположении динамиков в помещении.

Формула кино на Лубянке (Москва)

Неприличных соотношений типа 78.1 или 134.1 мы так и не увидели. «Канальная логика» перестала существовать, а точнее играть значимую роль в восприятии звука. На смену существовавшей парадигме пришла технология Dolby Atmos.

Что такое Dolby Atmos?

В основе всего лежит источник звука. Источником может быть что угодно: голос человека, машина, вертолет, птица, пуля и так далее.   Разумеется, каждый такой объект имеет направление, вертикальную, горизонтальную — в общем, трехмерную позицию. Однако что тут нового? Многие из нас уже давно знакомы с трехмерным звучанием. Казалось бы, никаких инноваций тут нет, но это не так.

Суть технологии Dolby Atmos заключается в том, что акцент ставится не на канале, как это было раньше, а на аудиообъекте.

Существует некий файл, в который записывается информация о звуке. Раньше в нем хранилась информация о канале, через который и будет транслироваться тот или иной звук. Сейчас там записана информация о положении конкретного звука в пространстве, о его траектории движения и так далее. Какой конкретно канал будет использоваться для его вывода — дело десятое. Этим будет заниматься аудиопроцессор уже на месте, в конкретном помещении и на конкретной акустике.

Студия обработки и сведения звука

Все это называется системой объектно-ориентированного звука. Для ее реализации на практике звукорежиссерам были предоставлены все необходимые инструменты, созданные специалистами Dolby. Теперь возможности звукорежиссеров возросли многократно и это позволило донести до зрителя то, что раньше было практически невозможно, появилась возможность поместить зрителя в эпицентр событий киноленты.

Если раньше звук доносился до зрителя из некой абстрактной точки сзади, то теперь на источник звука можно буквально указать рукой.

Реализовать это на практике можно с помощью технологии Dolby Atmos, другим существующим в кинотеатрах аудиосистемам это не под силу.

Стоит также учитывать, что речь идет не только о громких и впечатляющих звуках, типа взрыва, падения чего-то тяжелого и так далее. Технология позволяет передать и точно спанорамировать внутри помещения даже негромкие, тонкие звуки, например, шуршание листьев, бег мыши и так далее. И это уже куда серьезнее.

Поход в кино

Очень важно донести до зрителя звук в таком виде, в котором его заложил в картинку звукорежиссер. Для этого специалисты компании Dolby по всему миру участвуют в строительстве или модернизации кинотеатров под современный стандарт Dolby Atmos. Есть множество нюансов и секретов в каждом конкретном случае, но общие принципы построения акустики в залах следующие.

Во-первых, обязательно наличие определенного числа каналов. Их число зависит от размеров конкретного помещения. Принцип чем больше, тем лучше тут не работает. Есть определенная граница, дальше которой идти смысла нет.

Во-вторых, обязательно наличие двух рядов потолочных динамиков. Как правило, в кинотеатрах устанавливается два ряда колонок на потолке. Аудиобъекты хоть и перемещаются где-то там, в виртуальном звуковом пространстве, но физику пока никто не отменял и панорамировать звук в том числе и с потолка все-таки нужно.

Наличие потолочных динамиков - обязательное условие Dolby Atmos

В-третьих, это специальные аудиопроцессоры, которые поставляет исключительно Dolby. Система уже на месте самостоятельно решает, как правильно отразить аудиообъект и его перемещение с учетом установленного в конкретном кинозале оборудования. Затем кинопроцессор настраивается инженером Dolby под каждый зал индивидуально. Кстати, в качестве примера фильма, в котором возможности Dolby Atmos реализованы на высшем уровне, специалисты приводят картину «Гравитация». В этой киноленте воплощение технологии находится на высшем уровне, как с точки зрения технической, так и с творческой стороны. Например, в переговорах между главными героями из космоса и земным штабом голос звучит именно с той стороны, с которой в этот момент находится планета Земля. Это очень хорошо отражает суть концепции объектно-ориентированного звука.

В отличие от обычных аудиосистем, в которых звуки часто смешиваться, технология Dolby Atmos способна независимо воспроизводить до 128 источников звука (аудиообъектов) и распределять их перемещение между 64 каналами, включая и сабвуферы. Это максимальные показатели, и распознать такое количество звуков практически невозможно физически. Представьте, сможете ли вы услышать 128 одновременно поющих разных птиц, которые будут сидеть на виртуальных ветках деревьев в кинозале? Лично я не могу себе представить, каким нужно быть слухачем, чтобы распознать хотя бы половину, то есть 64 птицы. В настоящее время большинство современных кинозалов располагают меньшим количеством каналов, и этого вполне достаточно для эффективной работы системы Dolby Atmos.

В России есть один кинотеатр-монстр, который может похвастаться 56 каналами и высотой потолка в 12 метров. Находится он в Екатеринбурге.

Панорамы звукозаписывающей студии CineLab

Нельзя открыть кинотеатр, купить где-то фирменный аудиопроцессор и начать показывать фильмы со звуком в формате Dolby Atmos. Компания непосредственно контролирует весь путь по доставке технологии от студий и до ушей потребителей. Для этого студии звукозаписи лицензируются и получают нужное им оборудование напрямую от компании Dolby. С кинотеатрами все тоже самое. Только домашние ресиверы производятся сторонними производителями по выдаваемой оригинальным разработчиком лицензиям. Все это я к тому, что если вы видите лэйбл Dolby Atmos на дверях конкретного кинотеатра, значит, за звук в данном случае ручается сам инноватор.

Домашняя работа

Кинотеатр, а тем более какие-то лабораторные условия — это, конечно, здорово. При определенных возможностях можно создать что угодно. А как донести технологию до конечного, домашнего потребителя? Первое, что приходит на ум — это полная замена парка акустики, которая выливается в колоссальное количество денежных знаков. На самом же деле это не нужно. Можно обойтись малой кровью и построить свой собственный Dolby Atmos на базе уже существующего решения.

Разработчикам удалось оптимизировать алгоритм таким образом, чтобы он самостоятельно учитывал количество подключенных к системе каналов и распределял правильное звучание для конкретной системы.

Разумеется, для этого нужен более-менее современный аудиопроцессор. Совсем старую модель подкрутить или прошить  не получится — «сердце» и «мозки» такой акустической системы не поддерживают технические требования, необходимые для правильной работы Dolby Atmos. Как правило, ресивер в автоматическом режиме проводит настройку подключенного к нему количества спикеров. Этого достаточно для большинства ситуаций. Про конкретные модели мы еще поговорим, а пока перейдем к самой акустике.

Существует необходимый минимум каналов для домашнего кинотеатра с соответствующей поддержкой — это 5.1.2. Часть этой формулы давно знакома каждому из нас — это классический пять-один. Но это не все. Так как мы имеем дело с трехмерным звучанием, а физику пока обмануть не удалось, необходимо распределить звук не только в одной плоскости (на уровне головы слушателя), но и установить дополнительные потолочные динамики. Желательно дополнить картину еще одной парой высотных колонок, чтобы в итоге получить 5.1.4.

Таким образом, аудиопоток раскрывается гораздо лучше. Звук становится объемнее и живее. Он перемещается от потолка к полу, от пола к потолку, а зритель находится на перекрестке всех этих путей и ловит эффект присутствия.

Есть также более полная конфигурация — 7.1.4. В данном случае к базовой схеме 7.1 добавляется четыре потолочных спикера. Не забываем про один или два сабвуфера на пол. Кстати, сколько бы не было установлено низкочастотных динамиков, но канал LFE (Low-Frequency Effects) будет все равно один.

Dolby Atmos enabled speaker

Однако существуют домашние помещения, где невозможно разместить потолочные спикеры по тем или иным причинам. Для таких ситуаций были разработаны специальные колонки под названием Dolby Atmos Enabled Speakers. Они направляют звук в потолок, а затем он отражается под нужным углом. Разумеется, это уже компромисс, однако специалисты Dolby уверяют, что все работает на достойном уровне, если потолок выполнен из отражающего материла, конечно.

Динамики Dolby Atmos Enabled Speakers

Еще существуют саундбары, которые устанавливаются под телевизор и прячут в себе пару десятков разнонаправленных динамиков. Каждый из них хитрым образом пытается отразить и направить звучание в нужном направлении, причем, звук доставляется даже за голову слушателя. Для примера это саундбар Yamaha YSP5600, который оснащен 44-динамиками и может имитировать акустику по схеме 7.1.2. Единственное, нельзя назвать гуманной его стоимость. Не буду приводить конкретные цифры, ибо курс доллара скачет в разные стороны. Любой желащий легко может найти актуальный прайс в том же Яндекс.Маркете.

Саундбар Yamaha YSP5600

Разумеется, отражающие динамики не дадут такой впечатляющей объемности звука, как физические потолочные динамики. Однако данное же решение позволяет желающим использовать Dolby Atmos в любых помещениях, не только в домашнем кинотеатре.

А вообще, компоновка домашней акустики может подразумевать установку аж 32-каналов. В таком случае про походы в кинотеатр можно забыть раз и навсегда.

Помимо желания и возможностей приобрести столь внушительный набор громкоговорителей, стоит помнить и о геометрии помещения. Для этого есть свои рекомендации. Крайне желательно, чтобы потолок находился на высоте от 2,4 до 2,7 метров, что в условиях обычной российской квартиры задача выполнимая на раз. Предел — это 4,3 метра, ибо на этой высоте звучание может начать размываться.

Никто не отменял специальную отделку стен и потолков, однако достаточно, чтобы они имели звукоотражающие поверхности. Причем, не играют практически никакой роли различные детали интерьера комнаты, такие как кондиционеры, люстры и т.п. Конечно, если они имеют разумные габариты.

На официальном сайте компании есть специально разработанная инструкция по установке акустики с соответствующей поддержкой у себя дома. Документ на английском. Скачать его можно отсюда.

Что купить? Где попробовать?

Не будем затрагивать профессиональное оборудование. Вместо этого лучше посмотрим, что сейчас доступно на потребительском рынке. На примере России, конечно.

Среди домашних ресиверов можно выделить оборудование ONKYO.  Чтобы хотя бы примерно представлять, о каком бюджете идет речь, приведу пару примеров. Так, один из начальных AV-ресиверов 7.1 TX-SR444 стоит порядка 34 990 рублей. TX-NR545 (для системы 7.2) обойдется уже дороже примерно в 46 000 рублей.

Ресивер Onkyo TX-NR545 Ресивер Onkyo TX-NR545 для Dolby Atmos

Домашние процессоры, предназначенные для чего-то более серьезного (9.2) стоят на порядок дороже — от 179 000 рублей (Onkyo TX-NR1030). Разумеется, купить их вот так просто в Евросети около метро не получится. Нужно знать места.

Есть похожее оборудование и у Denon, и Marantz, и у широко известных производителей Pioneer (в России эта категория представлена как-то слабо) или Yamaha. Про цены специально рассказывать не буду. Все наглядно видно на виртуальных витринах ниже.

  • Denon AVR-X1200W — 44 990 рублей
  • Marantz SR5010 — 93 000 руб.
  • Yamaha RX-A1050 — 131 990 руб.

Ресивер Marantz SR5010 с поддержкой Dolby Atmos

Цены приведены примерные, на основе данных, полученных из сети.

Многие производители делают для своего же оборудования и соответствующие комплекты, специально созданные для конкретных ресиверов и с поддержкой Dolby Atmos. Вот пара примеров.

  • Onkyo SKH-410 — 9 990 рублей

Комплект акустики Onkyo SKH-410 для Dolby Atmos

Разработчики Dolby не стоят на месте и постоянно совершенствуют технологию, адаптируя её не просто под малоканальные акустические системы, но и под стереоаппаратуру и даже под мобильные устройства, например, смартфоны или планшеты.

Так, около года назад Lenovo выпустили смартфон Lenovo A7000 с поддержкой звучания Dolby Atmos при подключении наушников, обзор которого мы уже делали. Немногим позже к нему присоединилась серия планшетов Lenovo TAB 2 A10 и A8.

Lenovo A7000 в руке

В отношении того, как вся эта прелесть звучит на мобильных устройствах я могу сказать следующее: с правильным, изначально созданным в формате Dolby Atmos контентом, все действительно очень здорово. Даже благодаря обычным наушникам можно ощутить, как вокруг тебя и на голову в том числе льется дождь, как сзади слева направо пролетает птица и так далее. Система в данном случае активно использует бинауральные эффекты, обманывая восприятие и создавая объемное звучание.

Если у вас нет правильного контента, то фишка Dolby Atmos будет работать, как еще одна цифровая улучшалка контента и не более того. И вот здесь мы подошли к еще одному, на первый взгляд неочевидному, но крайне важному вопросу.

Как быть с контентом?

А за контентом нужно идти в кинотеатр. Главное — озаботиться тем, чтобы узнать заранее о том, поддерживает ли конкретный кинозал Dolby Atmos,  а также разузнать про фильм, на который собираетесь идти.

Мекка технологии — это кинотеатр Dolby Theatre. Он расположен в самом центре Лос-Анджелеса — на бульваре Голливуд. Место по праву может называться легендарным хотя бы еще и потому, что именно здесь проходят все церемонии вручения самой желанной кинопремии в мире — Оскар.

Dolby Theatre в Лос-Анджелесе

Именно здесь в 2012 году прошел показ первой полнометражной ленты с поддержкой технологии Dolby Atmos — это был мультфильм «Храбрая сердцем». После премьеры кинотеатры, оснащенные подходящим для этой технологии оборудованием, начали расти как на дрожжах. Через полгода после показа этого мультфильма число таких залов насчитывало 25 штук. На данный момент по всему миру уже более 1 800 кинозалов с соответствующей поддержкой и на территории России и СНГ их более 80.

В настоящее время большинство новинок голливудского кинематографа выходят с поддержкой именного этого звукового формата. Среди самых последних релизов можно найти такие громкие творения, как: «Безумный Макс» (получил Оскар за лучшее сведение звука, лучший монтаж), «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II», «Звездные войны: Эпизод VII. Пробуждение силы», «Дэдпул», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и так далее.

Вся актуальная информация о Dolby Atmos на май 2016 года

Со стандартом работают ведущие режиссеры Голливуда: Ридли Скотт, Гай Ричи, Джордж Миллер, Фрэнсис Луорэнс и другие. Тем самым, режиссеры уже успели оценить прелесть новейшей технологии и поняли, что теперь их возможности по вовлечению зрителя в происходящее на экране стали гораздо выше.

На данный момент в международный прокат вышло более 450 фильмов с поддержкой новейшей технологии, из них порядка 60 уже доступно на Blu-Ray дисках, включая такие кинохиты как «Дракула» (1992 год) с Гари Олдманом в главной роли и «Леон». Однако российским киноманам, которые хотят попробовать новейшую технологию у себя дома, придется покупать Blu-Ray за границей и смотреть фильмы в оригинале — локализованных на русский язык версий в Dolby Atmos на Blu-Ray пока нет.

Тем не менее, в России уже есть пять собственных студий звукозаписи, которые успешно внедрили технологию Dolby Atmos и локализуют для широкого проката иностранные фильмы, а также выпускают российские картины в соответствующем формате. Первым отечественным релизом стала кинолента «Призрак» Федора Бондарчука, вышедшая в прокат в марте 2015 года, в марте этого года на экраны вышел фильм «Герой» Юрия Васильева,  а совсем скоро состоится премьера картины «Экипаж» Николая Лебедева в Dolby Atmos.

Фильм Экипаж Николая Лебедева

К сожалению формат Dolby Atmos пока не сопровождает массовое телевидение. В основном используется кодек Dolby Digital Plus, который поддерживает обсуждаемую нами технологию, но пока не использует. Однако лидеры этой отрасли большими шагами двигаются в сторону инноваций. Так, например, Первый канал в zlD-версии вещает в объемном звуке 5.1, начиная с церемонии открытия Зимних Олимпийских Игр 2014  в Сочи. У видеосервиса Netflix, в свою очередь, есть планы по запуску трансляции именно в Dolby Atmos.

Что касается громких телешоу, то, например, два первых сезона «Игры престолов» уже пересведены с поддержкой новейшей технологии, а начиная с пятого сезона все новые серии выходят в формате Dolby Atmos. Тоже самое касается и «Шерлока». Пока что все.

Игра престолов Джон Сноу ожил или нет

Самый простой способ для отечественного потребителя прикоснуться к прекрасному дома — поиграть в игру Star Wars Battlefront. Пока что это единственный релиз, который имеет соответствующую поддержку, правда, только для PC, не для консолей.

А как же конкуренты?

Да, они есть. Точнее, пока что один в лице технологии многоканального звука, представленной на выставке CES 2015 в Лас-Вегасе компанией Digital Theater System или более известной, как DTS. Технология получила наименование DTS:X и в основе её очень похожий принцип распределения звуковых дорожек. Здесь так же сделан упор на объектно-ориентированную систему распределения звуковой сцены, однако есть и свои отличия.

DTS-X или Digital Theater System

Во-первых, разработчики заявляют, что пользователи более свободны в выборе акустических систем для обустройства своего личного домашнего пространства. 7.1 или же 5.2.4 — не важно, каким набором колонок вы располагаете. Даже не нужно покупать дополнительные ресиверы. Достаточно обновить прошивку на некоторых из существующих моделей ресиверов, чтобы формат заработал.

Во-вторых, разработчики Digital Theater System оставили открытой для пользователей возможность отдельной настройки звучания голоса в фильмах. Звук можно сделать громче, или наоборот — тише, чтобы речь героев можно было расслышать на фоне взрывающихся инопланетных кораблей и всего такого. Нужна ли такая демократия — очень хороший вопрос, но к теме нашего обсуждения не относится.

В любом случае, конкуренция — это обычно хорошо, однако пользователей по традиции никто спрашивать не собирается. Какая из компаний заручится поддержкой большего числа голливудских издателей, та и будет править балом. Все это лично мне напоминает существовавшую некоторое время назад войну форматов между Blu-Ray от Sony и HD-DVD от Toshiba. В схватке победил «голубой луч» и все именно потому, что Sony удалось вовремя заключить множество контрактов с производителями киноиндустрии. Думается, что-то подобное произойдет и в этот раз.

Вывод

Все-таки не зря компания Dolby инвестировала огромные суммы денег и потратила пять лет упорной работы на разработку нового формата. Технология предоставляет создателям кинолент невиданные доселе возможности по созданию объемного звучания. Увеличилось разрешение звуковой картины, панорамирование звука теперь не в пример точнее, чем раньше. Режиссерам современных кинолент теперь можно учитывать и то, каким образом им разместить камеры на съемочной площадке и как уже потом, в студии смоделировать звучание тех или иных источников звука, чтобы вовлечь зрителя в происходящее на экране еще глубже.

Формула кино на Лубянке с поддержкой Dolby Atmos

Казалось бы зрителю достаточно только лишь прийти в кинозал и насладиться кинотворением. Однако какую-то домашнюю работу все-таки стоит проделать, а именно, стоит знать заранее, что чрезмерно высокие ожидания могут не оправдаться.

Все-таки технология — это не контент. Над первым трудятся ученые и инженеры, которые впоследствии предоставляют готовые инструменты киностудиям. Последние уже на месте решают, каким образом и в каком объеме им использовать новую технологию. Реализация может быть удачной, а может быть и нет. Все зависит от таланта конкретного режиссера и того, что и в каком объеме он хочет донести до зрителя. И ваши ожидания запросто могут не совпасть с представлениями о звуке создателей конкретного фильма.

В любом случае, технология Dolby Atmos прорывная и позволяет проникнуться миром кино еще глубже, чем раньше. Надеюсь, что после прочтения этой статьи, это проникновение будет еще осмысленным и куда более ярким.