Иногда представители телеком-индустрии собираются вместе, говорят о насущных проблемах, делятся своими достижениями и планами по развитию на ближайшее будущее. Одно из таких событий свершилось на прошлой неделе, на конференции, организованной деловым изданием «Ведомости».
Представители сотовых операторов, органов власти и другие заинтересованные участники рынка собрались вместе, чтобы обсудить самые актуальные проблемы телеком-рынка в этом году. Пойдём по порядку.
Цифровая экономика
На конференции много слов было сказано по поводу такого понятия как «цифровая экономика». Вот ключевые мысли (мои прежде всего, уж простите).
С 2017 всеобщая цифровизация в нашей стране вышла на государственный уровень и законодатели впервые задумались, как подогнать бюджеты и законодательную базу под стремительный уход экономики в цифровую область.
Никто даже из самых прозорливых аналитиков не может предсказать, в какой цифровой реальности мы будем жить через год. Сегодня актуально одно, а буквально через полгода про это уже никто не вспоминает. Общество и бизнес переключились на другие области, по началу казавшиеся неперспективными и мало кому интересными.
В этой связи печально выглядит схема бюджетного планирования. Этот процесс измеряется такими отрезками времени как год (в лучшем случае) и три года. В последнем случае ни о каком прогнозировании речи идти не может, ведь выделение средств под какие-то диджитал процессы на такие длительные периоды времени — это сродни гаданию на кофейной гуще. А закладывание в бюджет действительно внушительных сумм на «авось пригодится» — это уж точно не политика наших властей. И уж тем более не в наше, весьма непростое время.
С законодательной базой всё ещё хуже. Право очень существенно отстаёт от норм, которыми живёт Интернет. Причём, это актуальная проблема для всех стран, не только для России. Хотя у нас, конечно, есть отличия — в худшую сторону. Да что там говорить? До сих пор нет чёткой процедуры, как представлять такое, казалось бы, простое доказательство в суде как скриншот. Есть рекомендации юристов, основывающиеся на решениях высших судов, но не более того.
В эпоху стремительной оцифровки всех общественных процессов, требуется разработка и создание отдельного свода законов и норм. Что-то типа кодекса интернета Российской Федерации (КИ РФ), но, понятно, что всем этим никто не занимается и не планирует.
В конечном счёте, о цифровой экономике говорит только бизнес и журналисты. Государство в этом вопросе принимает крайне неохотное участие в силу своих особенностей работы и в силу… российской специфики. Надеюсь, вы понимаете, о чём я.
Кроме того, государство часто не желает слышать и уж тем более сотрудничать бизнесом и крупными операторами рынка в ключевых вопросах, которые, прежде всего, касаются национальной безопасности. И существование того же самого «закона Яровой» тому наилучшее подтверждение.
Куда смотрят операторы?
Сотовые операторы — это уже давно не компании, которые продают SIM-ки и поставляют населению телекоммуникационные услуги. В последние годы это ещё и поставщики так называемой Big Data. Они собирают, анализируют, выявляют закономерности из тон гигабайт, переданных пользователями со своих мобильных и не очень устройств.
Первый и главный заинтересованный во всём этом субъект — это государство. Причём, органам власти эта информация нужна не только для того, чтобы ловить террористов, выявлять опасных преступников, но и для реализации важных городских программ.
Игорь Жижикин, директор макрорегиона «Москва» оператора Tele2, поделился реально существующим наработками в области сотрудничества с государственными органами.
Например, стандарт LTE-450, которым так гордится оператор, помог в прошлом году провести успешное испытание беспилотного поезда, двигавшегося по маршруту Москва — Санкт-Петербург. В нём не было машиниста, а всё управление осуществлялось из Москвы посредством того самого канала, который поддерживают только базовые станции Tele2. В силу своей специфики такая базовая станция способна работать в радиусе до 45 километров, вместо 3 — 4 км в случае с обычными базовыми станциями. В общем, это то что нужно, чтобы покрывать быстрым и беспроблемным доступом в Сеть «глухие» районы.
Ещё один кейс. Этот же самый протокол будет обеспечивать связью все экстренные службы на Чемпионате мира по Футболу. Для работников таких служб будет выделен приоритет, поэтому даже в случае наступления чрезвычайных событий они будут оставаться на связи.
Умный город — это отдельная тема. И если региональным столицам до этой самой «умности» ещё далеко, то в Москве ситуация развивается. Стремительно ли — сказать сложно, ибо я не эксперт, но развивается. На конференции Tele2 поделился инсайдом, что уже начала работать над этим вопросом с Департаментом информационных технологий Москвы. Во что это выльется, пока подробности не раскрываются.
Виртуальные операторы
Тема в последние годы набирает обороты, поэтому и ей решили уделить внимание на телеком-конференции издания «Ведомости».
Представители телеком-рынка уверены, что при помощи виртуальных операторов можно очень метко удовлетворять потребности небольших, узких прослоек пользователей мобильных сетей, заодно максимально перфонифицируя трафик. А ещё при помощи таких услуг можно расширить абонентскую базу, что в условиях российского проникновения связи на уровне 200%, пожалуй, единственный путь для развития операторов в количественном масштабе. Ну, и в качественном, как следствие.
На конференции было сказано, что в России виртуальные операторы занимают 2% рынка (в Европе от 10 до 40%) и до 22-ого года этот показатель возрастёт до 14-15%. В общем, рынок перспективный.
Проследим историю и успешность проектов в сфере MVNO на примере всё того же Tele2. В данный момент на сетях этого оператора работают более 10 MVNO. Среди самых громких имён можно выделить Сбербанк, Ростелеком, Транстелеком, Тинькофф Банк, Virgin, Almatel и другие.
В планах Tele2 на 2018 год открыть ещё 10 MVNO, а в будущем создать нечто подобное «фабрики MVNO», предоставляя желающим компаниям всё необходимо для быстрого развёртывания своих сервисов в рамках виртуальных мобильных сетей, в том числе и создание специальных мессенджеров, и социальных сетей, и прочих полезных вещей, что так нравятся пользователям.
Из представленного выше списка «виртуальщиков» видно, что сейчас такие проекты интересны прежде всего банкам. Однако Tele2 считает, что и другим крупным компаниям может быть интересен этот бизнес. Например, какая-то нибудь крупная торговая сеть может предоставлять своим клиентам не просто баллы в рамках программы лояльности, которые они могут тратить на оплату будущих покупок, но и на оплату услуг связи. Тоже самое и с авиаперевозчиками, проектами, разворачивающими масштабные реалити-шоу, и даже с блоггерами. Wylsacom, например, уже пора организовать своего оператора и раздавать всем подписчикам своего канала Wylsa SIM. Так делать рекламные интеграции можно будет ещё успешнее. Получится годный продукт!
Разумеется, У Tele2 слишком оптимистичный взгляд на вещи. Реалии нашей жизни таковы, что пока в роли виртуальных операторов себя пробуют очень немногие компании и, прежде всего те, кто чувствуют себя в целом вполне уверенно на рынке (скорее всего, не на одном).
Всё это хорошо, но…
К сожалению, вопрос политики и неадекватных действий наших властей (блокировка Telegram) привносят в российский телеком известную долю риска. Надеюсь, в ближайшие годы эта доля будет снижаться, впрочем, предпосылок к этому нет.