Воскресенье, 7 апреля

О чём говорят в телекоме?

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Иногда представители телеком-индустрии собираются вместе, говорят о насущных проблемах, делятся своими достижениями и планами по развитию на ближайшее будущее. Одно из таких событий свершилось на прошлой неделе, на конференции, организованной деловым изданием «Ведомости».

Представители сотовых операторов, органов власти и другие заинтересованные участники рынка собрались вместе, чтобы обсудить самые актуальные проблемы телеком-рынка в этом году. Пойдём по порядку.

Конференция Ведомостей - Телеком 2018

Цифровая экономика

На конференции много слов было сказано по поводу такого понятия как «цифровая экономика». Вот ключевые мысли (мои прежде всего, уж простите).

С 2017 всеобщая цифровизация в нашей стране вышла на государственный уровень и законодатели впервые задумались, как подогнать бюджеты и законодательную базу под стремительный уход экономики в цифровую область.

На данный момент вывод неутешительный. И вот почему.

Никто даже из самых прозорливых аналитиков не может предсказать, в какой цифровой реальности мы будем жить через год. Сегодня актуально одно, а буквально через полгода про это уже никто не вспоминает. Общество и бизнес переключились на другие области, по началу казавшиеся неперспективными и мало кому интересными.

В этой связи печально выглядит схема бюджетного планирования. Этот процесс измеряется такими отрезками времени как год (в лучшем случае) и три года. В последнем случае ни о каком прогнозировании речи идти не может, ведь выделение средств под какие-то диджитал процессы на такие длительные периоды времени — это сродни гаданию на кофейной гуще. А закладывание в бюджет действительно внушительных сумм на «авось пригодится» — это уж точно не политика наших властей. И уж тем более не в наше, весьма непростое время.

Как выглядит цифровая экономика

С законодательной базой всё ещё хуже. Право очень существенно отстаёт от норм, которыми живёт Интернет. Причём, это актуальная проблема для всех стран, не только для России. Хотя у нас, конечно, есть отличия — в худшую сторону. Да что там говорить? До сих пор нет чёткой процедуры, как представлять такое, казалось бы, простое доказательство в суде как скриншот. Есть рекомендации юристов, основывающиеся на решениях высших судов, но не более того.

В эпоху стремительной оцифровки всех общественных процессов, требуется разработка и создание отдельного свода законов и норм. Что-то типа кодекса интернета Российской Федерации (КИ РФ), но, понятно, что всем этим никто не занимается и не планирует.

В конечном счёте, о цифровой экономике говорит только бизнес и журналисты. Государство в этом вопросе принимает крайне неохотное участие в силу своих особенностей работы и в силу… российской специфики. Надеюсь, вы понимаете, о чём я.

Кроме того, государство часто не желает слышать и уж тем более сотрудничать бизнесом и крупными операторами рынка в ключевых вопросах, которые, прежде всего, касаются национальной безопасности. И существование того же самого «закона Яровой» тому наилучшее подтверждение.

Куда смотрят операторы?

Сотовые операторы — это уже давно не компании, которые продают SIM-ки и поставляют населению телекоммуникационные услуги. В последние годы это ещё и поставщики так называемой Big Data. Они собирают, анализируют, выявляют закономерности из тон гигабайт, переданных пользователями со своих мобильных и не очень устройств.

Первый и главный заинтересованный во всём этом субъект — это государство. Причём, органам власти эта информация нужна не только для того, чтобы ловить террористов, выявлять опасных преступников, но и для реализации важных городских программ.

Игорь Жижикин, директор макрорегиона «Москва» оператора Tele2, поделился реально существующим наработками в области сотрудничества с государственными органами.

Например, стандарт LTE-450, которым так гордится оператор, помог в прошлом году провести успешное испытание беспилотного поезда, двигавшегося по маршруту Москва — Санкт-Петербург. В нём не было машиниста, а всё управление осуществлялось из Москвы посредством того самого канала, который поддерживают только базовые станции Tele2. В силу своей специфики такая базовая станция способна работать в радиусе до 45 километров, вместо 3 — 4 км в случае с обычными базовыми станциями. В общем, это то что нужно, чтобы покрывать быстрым и беспроблемным доступом в Сеть «глухие» районы.

Портативная точка доступа 4G от Tele2

Ещё один кейс. Этот же самый протокол будет обеспечивать связью все экстренные службы на Чемпионате мира по Футболу. Для работников таких служб будет выделен приоритет, поэтому даже в случае наступления чрезвычайных событий они будут оставаться на связи.

Умный город — это отдельная тема. И если региональным столицам до этой самой «умности» ещё далеко, то в Москве ситуация развивается. Стремительно ли — сказать сложно, ибо я не эксперт, но развивается. На конференции Tele2 поделился инсайдом, что уже начала работать над этим вопросом с Департаментом информационных технологий Москвы. Во что это выльется, пока подробности не раскрываются.

Виртуальные операторы

Тема в последние годы набирает обороты, поэтому и ей решили уделить внимание на телеком-конференции издания «Ведомости».

Представители телеком-рынка уверены, что при помощи виртуальных операторов можно очень метко удовлетворять потребности небольших, узких прослоек пользователей мобильных сетей, заодно максимально перфонифицируя трафик. А ещё при помощи таких услуг можно расширить абонентскую базу, что в условиях российского проникновения связи на уровне 200%, пожалуй, единственный путь для развития операторов в количественном масштабе. Ну, и в качественном, как следствие.

MVNO - что это такое? Расшифровка

На конференции было сказано, что в России виртуальные операторы занимают 2% рынка (в Европе от 10 до 40%) и до 22-ого года этот показатель возрастёт до 14-15%. В общем, рынок перспективный.

Проследим историю и успешность проектов в сфере MVNO на примере всё того же Tele2. В данный момент на сетях этого оператора работают более 10 MVNO. Среди самых громких имён можно выделить Сбербанк, Ростелеком, Транстелеком, Тинькофф Банк, Virgin, Almatel и другие.

В планах Tele2 на 2018 год открыть ещё 10 MVNO, а в будущем создать нечто подобное «фабрики MVNO», предоставляя желающим компаниям всё необходимо для быстрого развёртывания своих сервисов в рамках виртуальных мобильных сетей, в том числе и создание специальных мессенджеров, и социальных сетей, и прочих полезных вещей, что так нравятся пользователям.

Virgin MVNO

Из представленного выше списка «виртуальщиков» видно, что сейчас такие проекты интересны прежде всего банкам. Однако Tele2 считает, что и другим крупным компаниям может быть интересен этот бизнес. Например, какая-то нибудь крупная торговая сеть может предоставлять своим клиентам не просто баллы в рамках программы лояльности, которые они могут тратить на оплату будущих покупок, но и на оплату услуг связи. Тоже самое и с авиаперевозчиками, проектами, разворачивающими масштабные реалити-шоу, и даже с блоггерами. Wylsacom, например, уже пора организовать своего оператора и раздавать всем подписчикам своего канала Wylsa SIM. Так делать рекламные интеграции можно будет ещё успешнее. Получится годный продукт!

Разумеется, У Tele2 слишком оптимистичный взгляд на вещи. Реалии нашей жизни таковы, что пока в роли виртуальных операторов себя пробуют очень немногие компании и, прежде всего те, кто чувствуют себя в целом вполне уверенно на рынке (скорее всего, не на одном).

Всё это хорошо, но…

К сожалению, вопрос политики и неадекватных действий наших властей (блокировка Telegram) привносят в российский телеком известную долю риска. Надеюсь, в ближайшие годы эта доля будет снижаться, впрочем, предпосылок к этому нет.

Поделиться

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.