На днях состоялась долгожданная премьера сериала «Ведьмак» от Netflix. Создатели шоу заявляют, что снимают по книге, однако к специалистам по кастингу это явно не относится. Последние собрали актеров не под стать персонажам, детально описанных в оригинальном источнике, на минуточку, а по принципу «я так вижу». И это главная проблема сериала.
Реализм? А ну его в пень!
Вспоминаю «Игру престолов» и первое впечатление от сериала. Обилие эротических сцен и неуместная жестокость держали внимание — до выхода ИП так дерзко никто не снимал. К тому же потрясало внимание к деталям. Создатели шоу заморочились на славу буквально во всём: кастинг, интерьеры, наряды, локации и, конечно, эффекты. И вот «Ведьмак». Тут тоже присутствует эротика и жестокость, однако выглядит всё это либо пресно, либо неумело поставлено. И эротика, и жестокость.
Дальше спойлеры!
Вот вам яркий пример. Вспоминаем знакомство Геральта с Йеннифер в окружении как бы снашивающихся юношей и дев. Главные герои общаются в этой обстановке не менее пяти минут, а никто из участников оргии даже портки не приспустил. Я прошу прощения, но вы тоже третесь подмышками по пять минут, прежде чем приступить к… хотя бы к прелюдии? Всё это настолько постановочно и фальшиво, что аж тошно. Я думал, «Игра престолов» повысила планку качества съёмки, когда всё натурально, максимально детализировано и естественно. Ан нет! Халтурщики в городе.
Про местами провальный CGI я просто промолчу. До уровня ИП проект, по крайней мере сейчас, явно не дотягивает.
Самая главная проблема в другом
Принцип «стерпится, слюбится» лично у меня не работает. Увы, я не могу адекватно воспринимать столь красивого мужика в окружении гор дерьма и толп далеко не самых красивых существ. Последнее касается как людей, так и монстров. Серьёзно! Откуда ты такой взялся, Геральт?! Почему даже Йеннифер выглядит жиденько на фоне твоих идеально симметричных черт лица и подбородка, что видно за версту? Ничего не имею против Генри Кавилла — он отличный актёр. Просто роль совершенно не его.
В остальном практически ни один актёр не попал в масть. Исключение лишь одно — Цирилла. Она максимально четко вписана в роль, очень близка к канону. Йеннифер, Трис — полный финиш. Эти две ведьмы близки к своим литературным персонажам лишь веснушками Трис — одной чертой на двоих. Аню Чалотру (Иенифер) взяли в проект по блату? Она жена или дочка какого-то продюсера? Неужели неочевидно, что это предельно неудачная кандидатура? В качестве принцессы Жасмин она смотрелась бы куда удачнее.
Складывается впечатление, что кастингом занимались люди, сами не читавшие произведение Сапковского. Им его кто-то пересказал, невнятно, галопом по Европам. И это при том, что буквально каждый персонаж книги четко и подробно обрисовывается автором в первоисточнике.
Допущения
Не торопитесь, сейчас будет контрольный в голову. Оргия в детском саду — это ещё цветочки. Вот несколько фатальных и максимально кривых сюжетных скачков.
Опять спойлеры!
Цири бежит из горящей Цинтры и натыкается на полевой лагерь. Какая-то женщина-бот из шатра встречает Цириллу в максимально недружелюбном настроении, а потом, словно, по щелчку пальца и без всяких на то видимых причин её поведение меняет вектор ровно на противоположной. Дама становится любезной и предельно радушной по отношению к Цири. Даже предложила сменить обувь за свой счёт. Какого чёрта?! Я что, моргнул на две минуты?
Далее. Монстр завалил пол деревни и расцарапал какому-то парню грудь. Над ним склонил голову убитый горем друг. Спустя десять минут друг оказывается отцом погибшего парням. Отцом, который старше сына лет на 5 — это вышка. Браво, специалисты по кастингу! Спасибо, что держите нас за идиотов.
Самый эпичный фейл касается Йеннифер. Я читал книгу и примерно помню путь её становления. Однако зрители сериала точно не в курсе. Хотя бы потому, что создатели шоу не удосужились рассказать, как Йенн стала могущественной колдуньей. Вот, в одном кадре она слабая, неумеха-горбунья. И тут вуаля! Спустя пять минут Йен уже посылает лесом свою наставницу и делает, что хочет. При этом нам даже не показывают, чему она научилась и умеет ли вообще хоть что-то. Откуда такая дерзость на ровном месте? В следующей серии Йеннифер — уже гроза ордена, всего континента и могущественная колдунья. Мне бы так. Хоба и готовенько!
Что, всё совсем плохо?
Есть и положительное. Например, потрясающе поставлены бои, особенно с Геральтом. Очень сочно и дерзко. Без неуместной эквилибристики и фехтования. Геральт дерётся умело и максимально эффективно. При этом чувствуется, что он человек и может быть ранен. Запах смерти всегда близко, а потому ты переживаешь за героя.
Манера повествования доставляет. Не читавшим книгу будет максимально тяжело, точно нужна хотя бы Википедия под рукой. Почему? Ну, во-первых, создатели фильма вообще ничего не объясняют. Здесь нет тупых диалогов, когда два прекрасно знающих всё друг о друге героя начинают задавать наводящие вопросы и рассказывать всё как бы друг другу, но на самом деле для несмышлёного зрителя. Уже неплохо. Во-вторых, повествование скачет не только от персонажа к персонажу, но ещё и во времени. Скачки могут быть как в несколько дней, так и в пару десятков лет. А поскольку некоторые герои стареют медленно, по началу ты ничего не понимаешь. Смотрится это необычно и динамично.
Эффекты — иногда, местами визуал выглядит круто и захватывающе. Не хватает атмосферности, как в каком-нибудь «Ганнибале», но в целом неплохо.
Однако больше всего доставляет сюжет и канон. Начиная с четвёртого эпизода, всё снимается четко по книге. О, это же то самое место! А вот и тот самый герой! Кто читал, абсолютно точно ухмыльнутся при появлении Борха Трёх Галок — потрясающий персонаж. Удивительно, насколько бережно авторы относятся к первоисточнику. Это особенно странно, на фоне максимально наплевательского кастинга.
В итоге
Я искренне считаю, что львиная доля успеха любого кинопроекта — правильный каст. В «Ведьмаке» две трети актёров совершенно точно не попадают в масть, отсюда и тонны обоснованного негатива. Как от простых зрителей, так и от профессиональных критиков. Рейтинг на Кинопоиске уже зафиксировался на отметке в 7,5 баллов, что можно считать провалом для такого крупного и амбициозного проекта.
Аристократичные скулы Генри Кавилла, ни разу не харизматичная внешность Ани Чалотры, Джои Бэти (Лютик), который лучше бы подошёл на роль очередного персонажа из «Бэверли-Хилз 90210: Новое поколение» — всё это очень печалит. У создателей на руках был готовый, прекрасный первоисточник, на базе которого можно было бы развернуть великую киноисторию — просто действуй по инструкции. Но не вышло. Киноделы улетели в кювет на первом же повороте, на котором нужно было правильно подобрать актёров.
Печально, что так. Почитайте лучше книгу.