Пятница, 15 марта

Рецензия на альбом PHARAOH – Правило

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

После двухлетнего молчания ожидалось, что Фараон ногой откроет дверь в новую школу и покажет юным сорванцам, кто король балла. На деле же «Правило» — нелепая попытка бывшего директора попробовать показать, как живут хозяева жизни. Но у него нет полномочий и убедительности, чтобы его слова восприняли. Молодые уже набили карманы деньгами и никакие бывшие авторитеты им не указ. В итоге Фараон выглядит, как египетский сфинкс, — монументальное и громоздкое изваяние, в виду отсутствия носа, не чующее ветер перемен.

Локимин, Касс, Джонибой уже высказали разочарование новым альбомом. Простой люд тоже не остался в стороне. Кто-то вздыхает, что кумир растерял вкус, и материал на сто километров не дотягивает до стильных, хитовых Pink Phloyd, Dolor и Phuneral. Хэйтеры язвительно радуются: «Наконец мир увидел, что без хитового продакшена Фараон – нулевой текстовик и посредственность». Ощущение, что лопнул трест, куда вкладывало деньги даже государство. Я согласен с обеими точками зрения и добавлю: сам по себе провал не ужасен. Фатально, что его не за что хвалить.

Двухлетнее молчание идёт на пользу разве что Жириновскому. В любой другой конкурентной среде это приводит к утрате спортивной формы и потере позиций. Никто после долгого перерыва и по сути отхода от дел не врывался убедительно. Люди набирали форму, раскачивались и, только нарастив былую мощь, возвращали королевский статус. И то, если оставались ресурсы.

Например, Джордан после первого ухода вернулся в середине сезона и проиграл в плейофф молодым и голодным «Орландо Мэджик». Ему понадобилось несколько месяцев, чтобы вновь заиграть, так как он привык. В следующем сезоне Чикаго распотрошили НБА. После второго возвращения Джордан великолепен, но из-за преклонного возраста проиграл конкуренцию молодым и голодным до трона.

Фараон ещё молод. Многие в 24 записывают первый альбом. Только в наше быстрое время фрешмены врываются в 17 и перегорают к 20. Герои поколения обновляются каждый сезон. Вы жаждете услышать новый альбом Big Baby Tape, ещё год назад бравшего любую бу, какую хотел? Ждёте с нетерпением нового Gone Fludd, который обещал записать монументальное творение? А помните рэпера с ником Flesh? Вот и я не помню.

В свои 24 Глеб выглядит, как ветеран прошлой эпохи, а «Правило» — попыткой камбэка. Неудачная. Причина провала в выводе лирики на передний план. Биты выступают, как актёр второго. Раньше продакшн прятал недостатки текста. Фара интонировал и играл с флоу. Смысл отсутствовал всегда, но звук, флоу и припевы рождали хиты.

Это лирика уровня продвинутого эмси конца девяностых. Продвинутого, потому что в тексте появляются двойные рифмы. Моя единственная и любимая песня Фараона – «5 минут назад». Многочисленные пародии показали, что под этот бит хитово звучит даже диалог упоротых алкашей. Глеб словно соответствует распространённой фразе артистов: «Обо всём, что хочу рассказать, расскажу в песнях». Если Фараон хотел обнажить сильную грань текстовика, то его ставка проиграла. С одной стороны, шаг смелый. С другой, глупый и невыгодный. Говорил, что хотел, а вызвал зевоту и обвинения в глупости и вторичности.

Помимо того, что тексты — слабейший скилл Фараона, на это накладывается возвращение после долгого перерыва. Без постоянных тренировок его и так не выдающийся лирический пресс превратился в брюшко, которое он пытается выдать за солидный живот. Это старый синдром многих рэперов-ветеранов.

Они объясняют примитивность рифм и строк нежеланием усложнять, когда хочется сказать проще и донести смысл. Только без обёртки в виде метафор, панчлайнов и других литературных приёмов это звучит, как желание прорубиться к мозгу слушателя топором. Такая прямолинейная грубость отвращает.

Записывая альбом, артист оставляет больше половины материала в столе. Нормальная ситуация, когда из 100 демок доводятся до ума 50, а потом отбираются 10-15 лучших треков. Закрадывается мысль: если это отобранный материал, то, что осталось в столе? Видимо ничего… Песни звучат, как обратная эволюция. Инверсия пути Эминема, который от сбалансированных песен ушёл в космическое заострение читки и рифм, в ущерб музыке. Однако то, что делает Эм — более достойный и верный вектор развития. Это хотя бы какое-то развитие.

Здесь же строки банальны настолько, будто написаны для состязаний по Bard Bars. Это состязание, где эмси веселят толпу нарочито тупыми и абсурдными строчками, написанными наскоряк. Но даже хороший «бэд барс» требует умения. У Фараона его нет. Быть может, это попытка затроллить, а глядя на строку типа «эта детка моя словно я – педофил» веришь именно в это. Нелепая попытка троллинга не остроумна и выглядит, как испанский стыд в глазах вчерашних болельщиков.

Хуки – отдельная тема. От пения в припевах покраснели бы «Иванушки Int.». Звучит, как махровейшая попса, потуги младшеклассника впечатлить маму. Только мама добрая, любит Глеба любым и умиляется. Мы — нет. Полюбить «Правило» сможет лишь фанат и то, если убедит себя, что этот безыдейный набор звуков ему нравится. А пресный текст попытается оправдать искренностью и желанием артиста донести мысль до каждого. Мы поняли, только лучше не стало. Это альбом для преданных фанатов, желающих испытать верность и поддержать кумира не в лучший период карьеры. Во время спада, если точнее. Испытание веры.

Нет сомнений, что Фаре нужно вновь заявлять о себе. У него забрали территорию, как Балласы у Гроув Стрит в GTA: San Andreas. Пора обвешаться гранатами и побегать по улицам с калашниковым, чтобы вернуть захваченное. Вместо этого он робко выглядывает из окна и грозит кулаком, глядя на смеющихся фрешменов, гарцующих на лоурайдерах.

Хиты за спиной сохраняют вес имени, но не добавляют баллов новому материалу. Скорее, навешивают завышенные ожидания. Аудиторию разобрали Моргенштерны, Трил Пилы и прочие. На их стороне новизна, заряженность и голод. Затем им предстоит расти выше, потому что удержать аудиторию — задача посложнее.

Беда, если Фараон расценивает нынешний этап в карьере как «нечего доказывать и имя работает на меня». Его ждёт разочарование. И поделом. Да, уже осталось меньше человек, которые помнят Глеба. Только через годик останется столько же помнящих и Фараона. 2-3 года назад Фара фитовал с кумира детства Chemodan Clan. После совместки с Бастой он писал в твиттере слова благодарности Василию Михайловичу за то, что поддерживает молодое поколение. Я поймал себя на том, что фитующему с Фарой Молодому Платону сейчас впору писать то же сообщение.

Публика любит Фару за стиль, вкус, swag и грув. Остался разве что последний, потому как временами он неплохо стелит. По энергетике он — усталый и постаревший эмси. Альбом не злой, не грустный. Он жалующийся и лениво бахвалящийся с посылом: «Вы и так знаете, что мой лайф шикарен».

Фараон будто говорит: «Любили меня за лучшие песни — полюбите и за худшие. Если нет – горите в аду, вы мне не нужны!». Если это «альбом для себя», то до чего же Фара себя не любит! «Правило» можно и нужно считать периодом набора формы, тренировочным лагерем. Если рэпер ещё чего-то хочет достигнуть в жанре, то скопит силы, посидит над текстами и музыкой, а потом уж вернётся с хитовым релизом.

Если не получится, то он либо не хочет, либо не может. И то и другое – приговор. Исписавшихся артистов без энергии выбрасывают на полку с надписью «Классика прошлых лет». В лучшем случае гарантируют место в Зале Славы и памятник за былые заслуги. Исключений из «Правила» нет и это прекрасно.

Поделиться

Комментарии закрыты.