За десять лет Окси записал лишь три альбома, последний вышел аж в 2015. Поэтому реакция на пластинку, которая наполовину состоит из однообразных репрезентов, неймдроппинга и саморефлексии на бите, будет одна: «Спасибо, что живой!».
Я ни разу не переслушивал «Горгород», но у него есть два достоинства:
- концепция,
- лаконичность.
Да, это не набор треков, которые наполнены застрявшими в зубах строчками о тяжелом пути и весе в игре. Можно предъявить за «Гандбольный мировой рекорд», «Отпечаток худого плеча» и вторичность сюжета, но с точки зрения творчества это был удачный ход. Сторителлинг — один из любопытнейших и недооцененных скиллов в рэпе, послушать истории всегда интересно. Окси умеет рассказывать вполне сносно. Не Оруэлл и не Буковски, но для рэпера вполне состоятелен.
Поэтому фанаты ожидали продолжения «Горгорода», либо набора треков как в «Вечном Жиде». А какие еще варианты возможны? Не синти-поп же писать?
Почему Оксимирон снова победил?
Давайте определимся с терминами. Оксимирон — не рэпер, а «Красота и уродство» — не альбом. И то и другое — инфоповод. Музыка и её качество идет делом десятым. «Красота и уродство» — это новая песня Бузовой, клип Инстасамки, фит Баскова и Киркорова, спродюсированный Гудковым, только с хайпом умноженным на 20.
Как только вышел «Красота и уродство» реакцию на YouTube сделали все, кто связан со стримингом и рэпом. Рецензии написали все музыкальные и смежные по тематике сайты. На этом фоне, плевать какой альбом получился. Плевать на название, биты, концепцию, рифмы, сведение. Слушают его, чтобы приобщиться к коллективному явлению.
Оксимирон всю карьеру пользуется кредитом от Сбера. Каждая строка становится то мемом, то крылатой цитатой. И самое мудрое, что он мог делать — дозировать выпуск новых песен. Когда треков выходит в год 1-2 штуки, их послушают миллион раз и разберут на молекулы под микроскопом. С выпуском «КиУ» произошло самое нежелательное — от огромного количества песен строки девальвируются. Слушатель даже может позволить себе чудовищное: отвлечься от того, чтобы ловить каждое слово или вообще промотать пол трека вперед. Неслыханная доселе роскошь!
От «Красоты и Уродства» пахнет пылью черновиков старого рэпера.
Представьте, сколько пишет Оксимирон. Сколько листов исписано, сколько заметок на полях, черновиков, файлов в ноутбуке. Если ты рэпер, так или иначе твой блокнот будет толстеть — в голову постоянно приходят новые строки. Если не брать хорошо оформленные треки, о которых я напишу ниже, то большая часть строк выдернута из начинки блокнота, либо написана на скоряк. Это очень похоже на фастфуд-музыку. Хотя, Окс и сам говорил: «Я писал плюс-минус две недели. Долго писать для эмси унизительно!» А потом с треском проиграл Славе КПСС…
Оксимирон — типичная жертва планки ожиданий, задранной выше головы. Он и сам давит на себя. Вы прекрасно знакомы с ситуацией, когда планируете сделать генеральную уборку, смонтировать крутой клип, устроить жене лучший секс в её жизни. Образ идеального результата давит на вас как удав на кролика, и вы ходите вокруг него. Каждая попытка воплотить замысел отдаётся уколом отчаяния в мозгу: «Черт, сделать, как я хотел, не получается!». То ли не хватает сил, то ли концентрации, вдохновения, денег — чего-то не хватает. Однако от притязаний отказаться уже нельзя.
В итоге получается плохо. Под давлением внутренних и внешних ожиданий ты решаешь закончить проект хоть как-нибудь, раз идеально, как хочешь всё равно не получается. В итоге, выходит хуже, чем ты в принципе мог. О как!
Я не утверждаю, что у Окса с этим альбомом получилось именно так, но не могу отделаться от такого ощущения. Ведь что мы знаем об Оксимироне как о рэпере? Рычащий, истеричный флоу, упор на панчлайны и двойные рифмы, в последние годы много саморефлексии. Что же в «КиУ»?.
Рифм много, но хватает и средних по качеству. Ещё больше убогих панчей и строк ради строк. Очень много недожаренного, полусырого материала. Или вообще откровенно левых, пустых строк.
На альбоме можно выудить жемчуг, но разгребать приходится толщи ила и водорослей. Часто приходится вслушиваться в слова, потому что альбом будто сводили не на модной студии, а Порчи на старом ноутбуке Локимина. По битам и звуку даже говорить не о чем. Это не уровень мэйнстримового альбома. Любой исполнитель кроме Окси, который претендует на популярность, сразу же бы сходил на три буквы с таким качеством продукта.
Но Оксу можно и не такое, ведь ОКС — ИНТЕРЕСНЫЙ И ТАК.
Мирону Яновичу не нужно читать модные считалочки как Кизару и BBT. Ему не нужно быть музыкальным и вылизывать звук, как Скриптониту. Как Басте стараться писать попсовые хиты, которые бьют в огромную аудиторию. Всем топовым музыкантам нужно париться над музыкой, визуалом и промо, чтобы слушатель полюбил их продукт. Мирон Янович интересен и так.
Non Phixion, Сережа Гинзбург, Ghostface, Екатерина Шульман — Окс сыпет именами, как озверевшая нейросеть и как бы доказывает: «Я знаю всё и обо всех».
Красота — обещание удовольствия. Оксимирон, как шикарная девушка, которую ты обхаживал много лет и заглядывал ей в рот, а потом добился снисходительной симпатии и чудом сумел затащить в постель. Секс не оправдал ожиданий. И вот ты сидишь и гадаешь: это она такое бревно или просто не старалась ради меня — малоинтересного чувака? Или это я дурак, не оценил, ибо ждал большего?
- Окса подводит вкус, и он позволяет себе тупейшие панчи и левые строки.
- Окса подводит стиль, и он как Эминем последних 10 лет — читает на самые конченые биты.
- Окс забивает на качество сведения и звучания.
И всё же! Насколько хороши треки, когда Мирон держится канвы темы:
- «Эминем»,
- «Агент»,
- «Тень»,
- «Эспрессо Тоник»,
- «Непрожитая жизнь»,
- «Партизанское радио»,
- «Окно в Париж»,
- «Пантеллерия» — лучший бит альбома.
Смотрите, я перечислил аж 8 треков, добавь 3-4 и наберётся на стандартный лонгплей. Это, действительно солидные песни, которые не стыдно переслушивать. А вот остальные местами прям очень не хочется. И критики-шмитика не актуальна, ведь твёрдые факты гласят. У нас есть 22 новых трека Оксимирона, а это как получить подарки на 5 Новых Годов наперёд.
А «Вечный жид» остается вечным, потому что мы перманентно надеемся на какой-то нереальный уровень, но пока его так и не увидели. Так и не услышали второй «Неваляшки» и «Восточного мордора». Впрочем, не уверен, что это повод для расстройства.