Суббота, 16 марта

Рецензия на альбом Скриптонита — 2004

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Я — большой фанат древней южатины. Это — музыка серьёзных мужчин, уважающих кадиллаки, кодеин в белом даблкапе и жареные крылышки на барбекю. Люблю жирные синты и басы, клэпы, трещотки хай-хетов и всю эту эстетику кантри рэпа. Альбомы UGK, Chamillionaire, Mike Jones, Slim Thug в своё время занимали царское положение в моём плейлисте. Dirty South Rap доминировал в 2004-2006. Юношеские времена. Оказалось, не я один ценю этот жанр. Как-то нескромно это прозвучало.

Рефлексия на фоне EP 104 и Скриптонит «Не ври, не верю»

Скриптонит в первую очередь музыкант. Он доказал это альбомами, где проявил небывалое внимание к звуку. Они богатые, выхолощенные и полны деталей, словно мозаика. Артист говорил, что хочет отойти от рэпа,  в его рамках он высказал всё, что хотел. У него мышление саундпродюсера, каждый проект это эксперимент, концепт в музыке.

Весь 2019 Скриптонит возникал перед нашими взглядами с лайв-группой и окончательно утвердился в роли мультижанровой звезды. Ничего не предвещало нового рэп альбома, как вдруг… обнуление страниц в социальных сетях и появление загадочного поста: «2004». Скриптонит неслучайно рассказал в предисловии, что написал музыку на старом аналоговом оборудовании. Концепция альбома состоит именно в этом. Это песни, записанные на железе, а не в музыкальном редакторе. Однако главное не это. Не в аналоговом оборудовании фишка. Скрип переосмыслил звучание хип-хопа нашего детства. Название и кавер альбома непрозрачно намекают на это.

Skriptonit 2004

Альбом кажется минималистичным, даже скупым по звуку, но стоит погрузиться в него и… бултых! Замечаешь миллион отсылок, чёртовы тонны сэмплов из рэпа нулевых. Музыкальный маньяк Скриптонит привычно заморочился над звуком. Только, если раньше он насыщал треки богатыми мелодиями и аранжировками, здесь вложил силы в поиск звуковых кусочков, которые украшают музыкальную солянку, как острые специи. Чисто музыкально они не изобильны: партия баса, ударные и сэмпл на 1-2 лупа. Но это основная часть стейка, а делает его особенным те самые приправы из различных звучков.

Вот закольцованная строка из суперхита Мимса. Здесь скрипка подозрительно похожа на Still Tippin. Альбом с южным звучанием, но не Краснодарским, а Техасским, прямиком из 2000-2005. Ударные набиты на пэдах MPC (или что там использовал Скрип), в мелодии — скупые сэмплы. Миллион всяких эдлибов, отсылок к западному рэпу из первой половины нулевых. Вот, что увидел я:

  1. «Шуг» — сэмпл похож на Still Tippin, Майка Джонса, Пол Вола и Слим Тага. Это мощнейший южный хит, записанный в начале нулевых, который кочевал из микстейпа в микстейп, и в итоге вышел на альбоме Майка Джонса в 2005. Одна из первых песен, что нанесла Южный рэп на карту.
  2. «Як-3». Структура и вокальные сэмплы из Mims —  This is why I’m hot.
  3. Бит в «Ты это серьёзно?» до боли напоминает Stand Up Лудакриса. Там же фирменные эдлибы Juelz Santana.
  4. Вот с чего я выпал. Меметичный смех баскетболиста Кавая Ленарда в песне «Ха-Ха-Ха». Это прикольно, как найти пасхалку в игре.

А ещё Скриптонит сэмплирует сам себя:

  1. В «Не твоё» сэмпл из «Танцуй сама».
  2. «Аргумент-3» в «Як-2»
  3. «На должном» в «Сердца из железа».

И это только то, что выкупил после первых прослушиваний. А сколько из этого не узнал, не понял? В общем, большой простор для тех, кто в теме, чтобы слушать и замечать новое и новое. Я не фанат, но признаю, что это классная работа. Для поклонников – это лучший новогодний подарок, который не выбросишь через неделю, а будешь вкушать долго-долго. Скриптонит завершил декаду красиво.

Поделиться

Комментарии закрыты.