Четверг, 21 марта

Рецензия на альбом Влади — «Другие слова»

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Умения за ненужностью скисают. Опыт пропивается, прокуривается и проедается.

Мы учим новое, старые навыки ржавеют и не стреляют, как ржавый револьвер.

Не знаю, перестраиваются нейроны, или другие процессы карьеру разрушают.

Талант растрачивается, силы кончаются, запал прогорает.

У бывших боксёров слабеет удар, они моргают, когда летит в лицо кулак.

Таких историй пятьсот и не возвращает форму затянувшийся пит-стоп.

Исписаться легко, чернила души высыхают,  не помогает мозга серое вещество.

Вчера ты классик, сегодня растерял подачу и обмяк, как мешок.

Кризис предстарческого возраста

Исполнителю за тридцать не выдать хиты уровня начала карьеры. Примеров, что подчёркивают обратное, крайне мало. Рэперы теряют подачу и умение рифмовать. Когда вышла последняя песня Оксимирона? А крутая? Сейчас он подаёт и рифмует хуже, чем 5-8 и тем более 10 лет назад.

Вот и Влади звучит, как заслуженный, слишком старый для этого дерьма мастодонт. Артист утратил лёгкость, погрузнел, постарел. Вот уже плесень покрывает его старческую лысину. К сожалению, это не дорблю, а неотвратимые симптомы порчи творца. Он, как выдержанное вино, что хранили в тепле, и от этого не становится лучше, а превращается в уксус.

Я люблю «Что нам делать в Греции», альбом отменно звучит и в 2019. Там Влади хлёстко, напористо и мастерски рассказывает истории. Литературный багаж, огонь в груди и укрепившиеся навыки эмси сливаются в песни, что мы признаём классикой. Не первый раз припоминают Владу старые строки:

Вот заслуженные деятели цирка!

Пыльные правда! Им по любому нужна стирка!

Клоуны матерые! Гангстеры стопудовые!

Кадры яркие, но такие беспонтовые!

Полюбому лучшие! Стопудово первые!

Рэперы незрелые или переспелые!

Все равно малолетки покупают любой сборник,

Даже с названием «Худший Хип-Хопник»!

При всём респекте к продакшену и заслугам – это так. В 2019 малолеткам предлагают хип-хоп на любой вкус. Вот фруктовые пастилки, шоколадные батончики и мармеладные шарики. Даже тот фрэшмен, что вчера имел твою мадам, сегодня критикует власть. Ребята находят новых авторов и меняют их, как переводные тату. Они покупают, что попало, но уже из прайс-листа, что впаривают СМИ. Ввиду переизбытка музыки Влади не попадёт в этот список.

Так что там с альбомом?

Логично, что «Другое слово» не для них, а тому, кто от 30 и старше. На релизе ожидаемо, нет бэнгеров, но и нет западающих в сердце песен вроде «Встречи» о том, как течёт время. Тех, которые переслушиваем на волне доброй ностальгии и тепло киваем на отдельные строки. «Вот время было, помню…». Оно действительно было и, похоже, ушло безвозвратно. Что ни говори, но ни одна песня с альбома не попадёт в золотой фонд. Почему? У рэпера Влади было два супергеройских скилла:

  1. Умение писать сюжетные песни, которые хочется заучить.
  2. Неповторимый музыкальный стиль. Влад мастерски сэмплирует и аранжирует биты. Их хочется слушать как инструменталы.

Сейчас Влади не читает, а зашвыривает чугунные чушки в вагоны в студёный зимний день. Его слог не поднимает дух. Слова неповоротливы, тяжеловесны и падают с отвратительным скрежетом и лязгом. Будто пришёл к соседу разбирать захламлённые антресоли, ободрал ногти об изнанку старого ковра и надышался пыли.

Да, похвально иначе рассказать про половые отношения в «Увлечение повально». Он вуалирует, но додумывать тяжело. Да и влом — песня не провоцирует на разгадку словесной мозаики. Как шикарно описал Луперкаль любовные отношения с молодой девицей. Слушаешь до конца, а потом бум и понимаешь, что речь не об отношениях с парнем, а с героином. Вот и Влади бы писать подобное. Он заходит на это поле, но следить за нагромождением стальных словесных чушек не интересно.

Я понял желание передать переживания студента-медика. Он описывает ощущения химическими процессами в теле, так как ему преподают биохимию. Это интересная находка, но как же он тускло подаёт. Текст врезается то в бровь, то в нос острыми углами. И это не острота слов, а колючки убогости мысли.

Что-то с желудком, рассеянность, координация, понос

Хочу чутким быть, близким ей, феромоновый крючок

Серьёзно? Героя проносит во время свидания?

Бессонница, давление, но всё ерунда

Счастливей меня никого не было никогда

Откуда эта самонадеянность, прочитанная с наигранным пафосом? С чего он взял, что никого не было счастливей? Такое впору писать рэперу Гон Фладу, да и тот бы обыграл текст посочнее. Это песня на раз, в ней нет ничего, что заставит нажать на плэй повторно. И это претензии к каждому треку. Я почти влюбился в припев, но за душевным распевом: «Медииинституууут!» следует «Верь инстинктУУУ». Так нельзя. Это безграмотно и топорно. Рэпер такого уровня не может себе позволить халтуру. А ведь если не этот момент, то я с удовольствием переслушивал бы песню. Я бы терпел куплеты и вторил припеву.

Light Влади

«У цветного фонтана». Влади не читает, а наговаривает под бит в лучших традициях рэпера Карандаша. Он порой страдал этим и ранее, но чёрт, этот человек умеет читать! Я понимаю, что сторителлинг, следите за сюжетом и рифмами. Только это не охрененно интересный рассказ, чтобы вслушиваться. «Пляски» с первого альбома — это цельная драматичная история, прекрасно зарифмованная и зачитанная. Я до сих пор помню текст наизусть. Он играл флоу, выдавал годные литературные метафоры, менял бит:

Пляски, лупят каблуками доски,

Кипят в воске мелькающие маски,

В людском войске это самые страстные

И чёрные как ад: глазища, глаза, глазки.

Струны, обнажённые мышцы, связки

Обожженные, зацелованные лунными ласками

Где сейчас эти «зацелованные лунными ласками»? Мне и близко не хочется повторять строки и заучить то, что Влади читает плоским сдавленным голосом. Мне не нравится, как сведён вокал в миксе. Он передавлен, не звучит, не отскакивает от барабанных перепонок, он блеклый.

Сколько человек захочет переслушивать хоть одну песню с альбома? Вопрос… В альбоме нет жизни, хоть это и не музыка депрессии. Ты словно хватанул горького залежалого портвейна. Язык облепил привкус черноплодной рябины, руки в пыли и паутине от бутылки. Стоишь, вытираешь о домашние треники и думаешь: «Нахрен я это пью?!».

Я вижу канву песен, но классная идея, по которой высказывается автор, набита грузным потоком слов. У меня отторжение, словно об изнурительной работе рассказывает топ менеджер «Газпрома». Чуви, ты хочешь, чтобы я сопереживал, серьёзно? Ты выбрал работу, миллионы за неё убили бы. Твои профиты превышают трудозатраты с головой. Нет, отказываюсь сопереживать.

Притом Влади не топ-менеджер «Газпрома», но мне, простому уральскому школьнику чужды рассказы бывшего ростовчанина, а ныне сытого москвича. Не резонирует ни с одной фиброй души. В начале нулевых Влади – король бита и рифмы. О скрупулёзной работе Лешкевича со звуком поведал Баста. Он рассказал, как видел десятки дорожек и автоматизаций эффектов в древних версиях FL Studio на компьютере Влада. Это магия на коленке, человек превращал воду в вино. Не сомневаюсь, что по жизни он вгрызается в любую деятельность, как жук-древоточец.

Это отличное качество неминуемо приводит человека и к сексу, и к саксессу, но кажется, Влади выработал внутренний ресурс. Спирали ламп перегорают, микросхемы дымятся. Раньше человек отличался умением умеренно литературно и вместе с этим по-пацански конкретно рассказать историю, что импонировало и дворовой и околобогемной публике. Сейчас же он вытачивает слова сквозь зубы. Уши режет.

Из Касты Влади

Дело не в том, что первый сольник наполнен детскими ассоциациями. Я с удовольствием и уважением переслушиваю его раз в год и нет ощущения, что сдуваю пыль с рудимента. Альбом играет на солнце,  он задорный, сильный, это настоящий рэп. А здесь набор прохладных историй, и я вынужден вслушиваться, чтобы получить удовольствие от повествования, но нет кайфа в этих аудиокнигах под бит.

Да, Влад хотел высказаться. Он пережил тяжёлые годы со времён «Несусветного», развёлся и «вытаскивал из себя эпизоды разной степени тяжести», как сказал в интервью. Видите, как он громоздко формулирует мысли, словно следователь или работник администрации. Не делился тяжёлыми воспоминаниями, а вытаскивал эпизоды различной степени тяжести. Владу тяжело проживать их, а мне слушать.

Прекрасно знаю муки творчества и не обливаю исполнителя грязью. Я скептически отношусь к своим рецензиям и понимаю, что мог бы написать лучше, даже после пятой правки. Однако, одна из главных претензий в том, что Влад не прокачал навык рассказчика. Он не радует конкретикой. Обилие наречий, не способствует погружению в текст. Так пишут новички.

Мединститут Влади

Мужик, дай мяса, повози слушателя «еб**м о неструганный стол», расскажи, что «жареные икры лыжника с картошечкой и лучком дают любому фаст-фуду сто очков вперёд». Дай поосязать твои строки, Сиджей! Не пиши отстранённо, погрузи в физическую реальность. Почитай, что советует Паланик про написание рассказов, про избавление от лишних слов у Никитина.

К своим годам Влади мог стать маэстро сторителлинга с его-то жизненным опытом. К сожалению, не думаю, что он видит, как слабы текста и насколько круче он может писать. Его уровню не хочется подражать и перенимать какие-то фишки. Ведь их нет и я не верю, что Влад может, а главное хочет исправить ситуацию. Видел, что олды хвалят альбом, называют его зрелым и интересным. Это плохо, ведь альбом достоин ругани, но только потому, что я хочу чтобы мой любимый классик вышел на новый уровень.

Поделиться

Комментарии закрыты.