На каждое действие есть противодействие. И противодействие музыкантов к власти было охрененно мощным. После оппозиционных треков народ воспрянул, сжал кулаки и достал с антресолей биты для лапты и лыжные палки. Силовики плачут, срывают маски и просят прощения, встав на колени. Президент и премьер министр рвут остатки волос. Людские толпы уходят с работы пораньше и стекаются к главной площади страны. Алекзэндр Овальный подъезжает на Гелендвагене, забирается на танк, кричит в рупор «Here we go again!». Временами его лицо расплывается в счастливой кривой улыбке.
Слава Богу, нашлись творцы, что не побоялись сказать правду в лицо и открыть глаза и сердца на происходящее. Революция неизбежна. Всё таки люди устали от Ким Чен Ина.
Ладно, к инфоповодам. Какое мерзкое слово! Поговорим о треках Хаски и Лигалайза. Люди автоматически засунули их в разряд оппозиционных. Это реакция на то, как газовала Росгвардия на гражданских и последующие судебные дела в Москве. Это, город на который плевать остальной стране. Вдруг не знали.
Хаски
Мы ошибались, когда говорили, что Хаски резко политизировался год-полтора назад. Трек «7 октября» записан для первого альбома и переделан. Он так и написал: «доделывал, выкладываю, еле успел поздравить президента». Хаски читает от лица памяти главнокомандующего и констатирует события. В песне ни одного оценочного прилагательного. Не критикует, не обвиняет, не просит. Нет призывов. Это целиком и полностью художественное творение. Атмосфера видео впитается в кожу зрителя и оставит сильное послевкусие и пищу для размышлений. Переваривание продолжается несколько часов, в ситуации нескончаемой лавины контента — достойный показатель.
Хаски замешивает борщ из отсылок к личности президента и событий в стране за время правления. Как отдельные строки — прикольно. Без клипа — перечисление бессвязных статичных слайдов. Кубышка, подмышки, крущёвки, хрущёвки. Временами кто-то растворяется в переходе. Только кто, ведь потом некто из-под нар читает рэп сеульской сестре? Это точно разные люди. Песня — путешествие в тумане, где выхватываешь очертания зданий, примерно понимаешь где ты, но не до конца.
Песня дополняет клип, а не наоборот. Без него нет сюжета и развития. В видео люди усмотрели метафоры. В мотке кабеля на стуле — блокаду свободного интернета. Перевёрнутый флаг – отображение трагизма в стране. Самая мякотка, когда Хаски снимает портрет и в дыре за ним видит прекрасный водопад. Только в реальности придут и повесят следующий портрет, а водопад так и останется далеко.
О новой череде мрачных и трагичных событий напишет следующий Хаски. Сомневаетесь?
Лигалайз
Мастодонт влетел с бодрыми рифмами из 97-го, когда ещё была свобода слова. Йоу! Да нет, не докапываюсь и не считаю их слабым местом песни. Имею в виду — это Лигалайз, он с 95-го вообще не меняется. Лига говорит, что с лопухами вместо нежнейшей туалетной бумаги и лучиной вместо электрической лампы люди тоже вполне жили. По крайней мере, в то время никто не читал рэп, а это уже облегчает существование. Так что, с этим заходом он может прав.
В отличие от Хаски Лига говорит в открытую. Оппозиционный трек, как есть. Никаких полунамёков, всё в лоб. Надо дополнить отряд балерин медведями, русскими крестьянами с балалайками. Чайковским, Салтыковым-Щедриным. Чтоб полный фарш, аж русью пахло. Лига укоряет и современных Шариковых, что поддерживают ситуацию в стране киселём в мозгах. Что тут скажешь? Когда перекрывают кислород и сажают по надуманным обвинениям — это не застой. Это удушение. Все, кто соображает, либо прекрасно устроились здесь, либо свалили ТУДА. Мне это очевидно.
Вот такие совершенно разные по подаче работы. Глупо отрицать, что оппозиционные заявления — отличное промо. Особенно это актуально для Лигалайза, который скоро выпускает альбом. Он воспользовался ситуацией и напомнил о себе. Глупо его ругать за маркетинговый ход. Кардинальных сдвигов музыка не совершит, но и лишний повод задуматься о жизни полезен. Это ничего не изменит, но это не значит, что об этом не стоит говорить. То, что мы обсуждаем клипы в комментариях, показывает насколько нас заботит жизнь. Разговаривать о проблемах всегда лучше, чем о них молчать.