Суббота, 16 марта

Декада Dirty South. Часть 3: Новый Орлеан, Атланта, Мемфис и Вирджиния-Бич

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Продолжение того, как южный рэп завоёвывал внимание слушателей. Сегодня вы узнаете про мастеров вертушки и микрофона, что возводили сцену жанра в Новом Орлеане, Атланте, Мемфисе и Вирджинии.

Новый Орлеан

Новый Орлеан — колыбель афроамериканской музыки. Родина джаза и парадов с обильным конфетти на главных улицах. Пик кутежа наступает в Марди-гра — вторник, завершающий неделю свободного отъедания перед постом. В это время никто не работает, на улицах играет джаз, люди переодеваются в карнавальные костюмы и гудят что есть сил. Новый Орлеан любит бойкую и громкую музыку. Соответственно, это повлияло на рэп .

Как же адаптировали хип-хоп в этом уязвимом для ураганов городе? Жанр вышел шумным, с рабочим барабаном, летающим по треку, как болид. Стиль прозвали баунсом — Bounce, то бишь. В 90-х Bust Down, команда из рэпера Gregory D и диджея Mannie Fresh выпускали песни на местных лейблах. Тогда же, чтобы продвинуть карьеру, они сотрудничали с игроками из других городов. Так зародилась почва для последователей. Первый рэп-альбом We Destroy от Ninja Crew вышел в 1986. Тогда и задышал жанр.

На становление новоорлеанского поджанра повлияло два момента:

  1. Изолированность города от центров рэп-музыки.
  2. Любовь жителей к карнавалам и танцам.

Хип-хоп играли на концертах, в клубах, на домашних и городских вечеринках, а также в эфире радиопрограмм. Людям полюбился свежий стиль. Распространялись записи, рэп-сцена расширялась. В конце 91-го хит MC Where Tucker и DJ Irv Where Dey At изменил вектор звучания. В песне Where Dey At повторяются нехитрые фразы (нигга-нигга-нигга) под музыку из трека Drag Rap The Show Boys. Людей зацепило. Where Dey At взял Новый Орлеан штурмом, трек продавался сотнями копий и крутился по радио.

Помните, я говорил про Bounce? Стиль создан для энергичных танцев. Акцент на барабаны и зацикленные вокальные фразы. То, что надо для весёлых афроамериканцев из Луизианы. Местные компании оседлали волну и завалили рынок треками. Появились локальные звёзды: Juvenile, Lil Slim, Magnolia Slim, Pimp Daddy, Everlasting Hitman, Silky Slim, Cheeky Blakk.

Bounce доминировал на рынке Нового Орлеана, но росли и артисты, которые хотели почитать гангста-рэп. А что нельзя? Cash Money и Big Boy Records отозвались на спрос и выпустили много альбомов в этом жанре. Конечно, они смешивали его с идеями, основанными на Bounce. Mystikal — первый удачно скрестил Баунс и классический рэп. Его стремительный оживленный стиль убедил лейбл Jive, что этот парень им нужен. Так что, в 95-м Мистикала подписали.

Вскоре после подписания Mystikal, местный лейбл No Limit Records оформил сделку с независимыми Priority Records из Калифорнии. «Подпольный» успех при мизерной маркетинговой и радио поддержке убедил мейджор, что с их раскруткой эта музыка заиграет в колонках по всей стране. Вот и босс Ноу Лимита Мастер Р заключил сделку в 1996 аж на 30 миллионов долларов, да ещё и сохранил право на мастер-записи. Сотрудничество принесло прибыль обеим сторонам. В конце 90-х он выпустил серию платиновых альбомов, заработав репутацию одного из лучших рэп-магнатов в стране.

В то время как Master Р привлекал продюсеров с из Нового Орлеана, он потихоньку сливал местных артистов. Сборник 95 года Down South Hustlers: Bouncing and Swingin’ (первый двойной рэп-диск, между прочим) собрал множество исполнителей из Нового Орлеана. Мастер Пи подчистил ряды и к концу 90-х состав сузился до нескольких членов семьи и закатившейся звезды Snoop Dogg. Впрочем и Снуп долго не задержался.

В 98-м Cash Money Records, под началом Williams Brothers, с Mannie Fresh в качестве главного продюсера, стал самым продаваемым лейблом в регионе. Cash Money оставили несколько звёзд, включая B.G. и Juvenile, чья песня Ha взрывала чарты. Затем Lil ‘Wayne стал суперзвездой и приковал к лейблу общенациональное внимание. Тогда на компанию обрушился настоящий денежный ураган и обильно заливал его вплоть до конца нулевых, пока потихоньку не закатилась звезда этого паренька с мерзким голосом.

Легендарный Lil Wayne — мировая суперзвезда из Нового Орлеана

Мемфис

Рэп-сцена в Мемфисе не спеша развивалась на стыке 80-х и 90-х. I Need Money, выпущенная Cool K в 1986 году, считается первой местной записью в жанре. Лирический и философский контент рэперов из Мемфиса, часто описывается, как «тёмный и угрожающий». В отличие от Нового Орлеана, родина мишек гризли — место крайне мрачное и депрессивное, с зашкаливающим уровнем криминала. Плюс традиции унылого Delta Blues и низкий уровень достатка. Тут не до карнавалов с парадами.

Афроамериканцев в городе большинство. Мемфис — серьёзный музыкальный город, но не в силах тягаться с более крупными городами такими как Хьюстон, Майами, Новый Орлеан или Атланта. В начале 90-х сцена зашевелилась. Тогда все прикалывались по Gangsta Walk, который танцевали под песню Drag Rap группы The Show Boys.

Релизы исполнителей, таких как SMK, Romeo и Gangsta Pat (вскоре стал первым артистом, заключившим сделку с крупным лейблом) запустили в Мемфисе десятилетие развития рэпа. Компания Select-O-Hits занималась релизами на региональном уровне, и сохранила важную роль в последующие годы.

В 92-м Мемфисский рэп по-прежнему был замкнутым и неизвестным в широких кругах, так что главный рэп-актив города 8Ball & MJG махнули рукой и уехали в Хьюстон. Другие артисты, такие как Al Capone и Kingpin Skinny Pimp собрали вокруг себя местную сцену. Их популярность подпитывалась частыми выступлениями на микстейпах местных диджеев.

И вот в 92-м, дуэт DJ Paul и Juicy J сформировал команду Triple Six Mafia (позже Three 6 Mafia). Забавно, что отец Джуси Джея — пастор. Он, конечно, обрадовался увлечению сына, да ещё и инфернальному названию группы. Зато как обрадовался Мемфис, показал оскал из глубин депрессии. Группа писала рэп с низким BPM, простыми ритмичными текстами и наркотическими выкриками-слэшерами.

Они сыграли важнейшую роль в появлении Кранка и, конечно же, чернющего, депрессивного и жестокого Фонка, который новое поколение заново открыло в 2010-х. Первые релизы выходили на их лейбле Prophet, но с успехом Three 6 Mafia подписали контракт с Sony Relativity. В конце 1997 они выпустили первый альбом на мейджоре. С релизами группы и таких протеже, как Project Pat, Three 6 Mafia стала самым успешным мемфисским рэп-коллективом в 90.

Atlanta

Атланта заслужила статус столицы Грязного Юга по двум причинам:

  1. Это самый быстрорастущий южный город и символическая «Мекки» для афроамериканцев.
  2. Это основной экономический и транспортный узел на юго-востоке, хотя даже и не мегаполис, население всего чуть менее полумиллиона.

К 2000 году рельеф города обзавёлся таким хребтом, что Мемфису, Хьюстону, Новому Орлеану и Майами уже вряд ли удастся его переломить. С высочайшим уровнем развития индустрии и влитых инвестиций, Атланта укрепила положение рэп-столицы Юго-Востока.

Atlanta rap

Как и другие города, рэп-сцена в Атланте не впечатляла до конца 80-х годов. Опять же движуху начали диджеи. Mojo и King Edward J, качали местную аудиторию, но оставались неизвестными за пределами города. Первым рэпером, получившим какую-никакую известность, был MC Shy D , и то — бывший житель Нью-Йорка, переехавший на юг. Господство Майами подтолкнуло Джонса работать с Лютером Кэмпбеллом, продюсером 2 Live Crew. Поэтому, в конце 80-х Атланта стала неким колониальным форпостом хип-хопа в Майами.

Когда рэп-сцена Атланты набрала обороты, выросло поколение принявшее рэп в качестве любимого музыкального жанра. Клубные диджеи и продюсеры, такие как Kizzy Rock и DJ Smurf, делали свои аналоги Miami Bass. Началась битва за территорию танцполов.

В 1992 Arrested Development была первой группой из Атланты, которая привлекла внимание национальной аудитории и критиков. Однако, и с ними не всё так просто. Нет, в её составе не бывшие нью-йоркцы. Они выросли за пределами Атланты, но позиционировали себя как этакие кантри-рэперы и рисовали картину чёрного юга образами бедности и жизни в сельской местности. Продакшн же в стиле классического Нью-Йорка, чтоб народ покупал. В песнях не упоминалось о клубной жизни, вечеринках и прочем, присущем южной эстетике. Так что, несмотря на высокие продажи и признание критиков, влияние на местную сцену было минимальным. Да и не особо стремилось.

В 1989 году Antonio LA Reid и Kenneth Babyface Edmonds переехали в Атланту и основали LaFace Records, поддерживаемый мэйджором Arista. Они и потянули за собой караван инвестиций. Наряду с самым известным подписантом OutKast, лейбл выпускал Goodie Mob, Cool Breeze и Witchdoctor, женскую группу TLC, а также широкий круг R&B-артистов.

Самая выдающаяся история успеха LaFace и OutKast нетипична для клубной сцены Атланты, которая преобладала в середине 90-х. OutKast стал полноценным представителем южного рэпа, но изначально они приглянулись продюсеру Рико Уэйду за умение технично читать рэп. Как в музыкальном, так и в личном стиле, они не типичные атлантские гетто-ниггеры с золотыми зубами.

Они — настоящие рэперы. Под руководством опытного продюсера ребята выжигали напалмом и выдали мощнейший альбом Southernplayalisticadillacmuzik. Оба побережья выразили признание и проголосовали долларом. Топить за таких грандов не стыдно, и Outkast стали одной из самых уважаемых групп в Атланте и всём Юге.

Замечательная группа Outkast

Jermaine Dupri, продюсер, основавший лейбл So So Def в 1992 году, запустил ещё один важный виток в развитии Атланты и вывел её в мейнстрим. Он занялся музыкальной индустрией в молодом возрасте, во многом благодаря отцу, который помог организовать первый гастрольный тур в начале 80-х. Дюпри достиг огромного успеха как автор песен и продюсер подростковой рэп-группы Kris Kross, чью песню Jump в первой половине 90-х не слышал только мёртвый. Когда мода на ребят закончилась, он продолжил опекать коммерчески успешных артистов, таких как Da Brat. В 2000 году стал вице-президентом лейбла Arista.

Атланта богата плеядой мощнейших звёзд: Ludacris, TI, Bonecrusher, Gucci Mane и Young Jeezy. Я даже не говорю про сегодняшних Migos и Future. Они стали большими мировыми звёздами и спровоцировали появление новых поджанров. Lil Jon создал Crunk и Snap, Gucci Mane, как утверждают некоторые, придумал читать Trap. У Атланты привилегии важнейшего города юга. Тут легче задавать тренды и диктовать музыкальную волю остальному миру. Даже сейчас, во времена глобализации и общего интернета влияние города велико.

Вирджиния-Бич

Безликий пляжный городок располагается на болотистом побережье Вирджинии. Местные жители не отличаются инициативностью. Из-за нескольких военных баз в районе население города постоянно перемешивается. Люди то приезжают, то уезжают. Так что говорить о каких-то устоявшихся музыкальных предпочтениях не приходится.

Лепить можно какую угодно сцену, что и сделал Тедди Райли, снова Нью-Йоркский R&B-исполнитель и продюсер, пионер стиля New Jack Swing. Райли загорелся идеей переехать ​​в пляжный город после участия в праздновании Greekfest, местного аналога Первого Мая. Это такое анархическое действо, привлекающим десятки тысяч студентов и любителей повеселиться. Однако шабаш не по душе местным властям, ведь примерно 100 000 участников ударились в беспорядки и грабежи, за которыми последовали многочисленные аресты. Так что в 89-м они решили свернуть праздник, пока город не разобрали по кирпичикам.

Greekfest 89 года получился особо весёлым

Райли же кончина Greekfest не отвратила от запланированного переезда. Он прибыл в 90-м году, основал студию и устраивал благотворительные мероприятия и шоу талантов. Его активность притянула начинающих артистов и продюсеров, среди которых выделялись Pharrel Williams и Chad Hugo, которые работали над продюсированием и написанием песен в студии Riley’s Famous. Стоит ли рассказывать о том, какими суперзвёздами стали Pharrel Williams и группа The Neptunes?

Собственно, The Neptunes

И это не единственные большие рыбы. Продюсер Тим Timbaland Мозли и рэперша Missy Elliott подняли имидж Virginia Beach, хоть и оба покинули город в середине 90-х. Записав многочисленные сольные и совместные альбомы, изобретательный Timbaland стал одним из лучших продюсеров в рэпе, R&B и поп-музыке. При поддержке Interscope он основал лейбл Beat Club. Благодаря рекордным продажам альбома в 1997 Мисси Эллиот стала самой успешной рэп-артисткой в мире. Первая женская платина у рэперши, официально.

The Neptunes переехали в Нью-Йорк и привлекли внимание в 1998 году продакшеном для рэпера Noreaga. Далее посыпались заказы. Дуэт написал хитовые инструменталы Mystikal, Jay-Z и Scarface. Это не всё, они одарили своей музыкой поп-икон, включая Britney Spears, Justin Timberlake, No Doubt и Beyoncé. Ребята основали лейбл Star Trak, под крылом Arista, и подписали вирджинских земляков Clipse в качестве дебютных артистов. В 2002 купили студию Mastersound в Вирджиния-Бич, где ранее работали с Тимбалэндом и Мисси Эллиот, и сменили название на Hovercraft Studios. Вот так круг замкнулся.

К сожалению, регион не закрепил положение в качестве кузницы талантов и музыкального центра. Тем не менее, отсюда вышли The Neptunes, Timbaland, Missy Elliot, Clipse. А город знает и чтит своих героев.

Поделиться

Комментарии закрыты.