Среда, 2 октября

Рецензия на альбом ATL — Кривой эфир

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Артистов критикуют по разным поводам. Публика видит в них дарителей эмоций, в запущенных случаях даже наркодилеров. Слушатель капризен, он считает, что вправе требовать чего-то, возмущается и стучит ножками по полу.

Оксимирону достаётся за нежелание писать новый альбом и скупость на новые песни. Басте – за то что по макушку окунулся в мутную водичку попсы. Касте за старческую душность и изрядную долю бреда в текстах. ATL же предъявляют за самоповторы в звучании, настроении и смысле песен. Обвинения в стагнации не раз и не два касались любого исполнителя. После третьего альбома Кровостока «Гантеля» донёсся лёгкий, пока ещё не массовый, но неодобрительный гул, мол: «сколько можно этих охренительных историй от лица маргинала»? И это про людей, у которых не повторяются сюжеты песен.

Тот же рэпер Nas страдает всю жизнь. Каждый его релиз после гениального дебютника Illmatic умаляют за то, что тот не дотягивает до его легендарности. Человек выпустил 10 альбомов, и каждый раз получает фидбэк: «Круто, но с Illmatic не сравнится». Притом, Nas как раз всегда выпускает ровные и качественные альбомы, сложно вспомнить хоть одно проседание. Nas сказал недавно:

«Хватит вспоминать Illmatic. Я устал ассоциироваться с этим альбомом, как будто это единственное, что я записал».

Нетрудно увидеть, как его раздражает такое отношение.

Однако, ситуация с ATL показывает, что артисту ни в коем случае нельзя повторяться, как бы фанаты не просили об этом. Выпустил копию успешного альбома – заклюют сильнее за отсутствие развития. Превзойти же пик, когда у тебя был максимальный запас свежих идей, о которых можешь рассказать, – неподъёмная задача для 99% артистов. Это то же самое, что атлету в начале карьеры попробовать побить рекорд, поставленный на пике формы.

И вот ATL выдал мощный альбом, через год сильный альбом, который назвали самоповтором и очевидно, что это не могло не повлиять на него. ATL, скорее, и сам замечает, что стагнирует, но пока не придумал как это изменить. Или нет сил. В итоге в «Кто ты есть» мы уже видим старческий взгляд свысока:

Как бы не захотелось казаться пи**атым, главное, братка, не задирай нос.

Олдскульного рэпера схватит маразм, но цветного фрешмена разносит на раз.

И как бы мы жили без всех этих фриков, считаю, без них жизнь бы не удалась.

Вот уже и АТЛ  рефлексирует о пройденном пути. Значит, близок к моменту, когда писать будет не о чем. После 5 лет успешной карьеры он обнаружил себя в статусе одного из самых популярных рэперов. После мощного и признанного публикой «Марабу» — верхней точки творчества — АТЛ выпустил «Лимб», многими обозванный самоповтором. И что щас, выдумывать новый звук, читку и темы?

Вполне оправданно оценивать альбом как самостоятельное произведение, в отрыве от прошлых. Кому лучше от сравнений с предыдущими работами автора? Неплохо определить назначение: кому и для чего подходит музыка. Тинейджерам, 30-летним молодым офисным работникам, девочкам? Подвигаться, порефлексировать, помечтать, расслабиться, поностальгировать? Слушать, выкрутив звук до упора или на средней громкости? Музыка для тачек или для вечерних прогулок в наушниках? Ведь музыка создаёт настроение или усиливает настоящий эмоциональный фон слушателя.

«Кривой эфир» — за исключением пары треков, альбом с рефлексирующим настроением. Это не глубокое погружение в себя с задраенными отсеками, а задумчивая инвентаризация прошлых ошибок и успехов. Пит-стоп, после которого следует встряхнуть кисти рук, расправить плечи и отправиться за новыми успехами, пытаясь не повторить старых ошибок.

Альбом не упадочный и не депрессивный, хотя с присущей ATL долей меланхолии. У него тут и там попадаются  интересные строки, но мне трудно следить за текстом. То и дело улетаю в мысли. ATL читает отстранённо, его песни, как звуки из чащи леса, которые долетают до тебя, пока ты стоишь на опушке. Только для меня там забор с колючей проволокой и, слушая музыку ATL, я ощущаю себя незваным гостем на чужой вечеринке. Круто тут, но не про мою честь.

Даже начиная с того, что мне не нравится голос и томный флоу ATL. Послушать одну качественную песню – ок, но 15 для меня too much. Кому-то это нектар в уши. Это чистый субъектив, притом, что ATL играется с флоу. На «Мэджик Пипл» мы слышим частушки в духе Юрия Хоя, сменяющиеся повествовательным флоу а-ля Шило из «Кровостока».

Из альбома я выделил песню «Звёздный лорд». Это — трек с претензией на хит. Только не радийный, для широкой публики, а новый ништячок в плейлист фанатам. Она драматична и динамична: с разгоном, угасанием и последующим взрывом. Представляю, как люди на концерте поют её вместе с артистом, то затихая, то взрываясь. Она интересна тем, что крутится вперёд, как сюжет в интересном фильме. Или не интересном для кого-то, но то что движется, а не стоит на месте – факт.

В итоге ситуация такая.

ATL стратегически правильно взял паузу в 2 года, за это время вышел лишь микстейп KARMA X KOMA и мини-альбом «Дисторшн». Фанаты соскучились по новому материалу артиста и это заметно: с пятницы тринадцатого альбом уверенно висит в топе чарта Apple Music. Из этого можно сделать вывод – нет смысла искать лучшее, если и так хорошо. Достаточно выдерживать паузу и записывать качественную музыку в своём духе. Желающих стабильного качества всегда больше, чем ноющих об отсутствии развития и новых идей. Лучше быть стабильным «Мерседесом», чем пытающейся родить нечто новое, современное и не похожее на прошлое «Ладой». Как считаете?

Поделиться

Комментарии закрыты.