Воскресенье, 14 апреля

Рецензия на альбом Nas – King’s Disease

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Нас занимает особое место в рэп-культуре. Это общепризнанно культовая фигура. Уличный философ, современный Вильям Шекспир со стволом и блантом. Да и просто красивый, моложавый мужчина с мудрым взглядом. При этом мистер Джонс не продавал наркотики как Jay Z и Notorious BIG, не потрясал техникой как Kool G Rap и Big L. Даже не смог вовремя погибнуть как 2pac.

Дебютный альбом признан классикой, но в отличие от Бигги не превратил Наса в миллионера и короля Нью-Йорка. Он не топил за трушечку до конца как Wu-Tang Clan и Redman, а уже в 1998 приплясывал с P.Diddy в шиншиллах. Нас часто высказывался о притеснении чернокожих, призывал молодых образовываться и последовать его примеру успеха, но никогда не считался «заложником сознания» и активистом как Talib Kweli. Он курит траву, но далеко не как Snoop Dogg. Хранит пушки и что-то читает про гангста делишки, но не как Prodigy из Mobb Deep.

В связи с этим я ввожу тезис. Рэпер Нас – легендарный, всеобъёмлющий, олицетворяющий культуру мастодонт и вместе с этим – никакой. Никакущий. Он не убийца, не гангстер, не наркоторговец, не миллиардер и филантроп как Джей Зи. Чёрт, да у него даже нет своего звука! Не ассоциируется ни с одним битмейкером, хотя работал со всеми. У Guru – Premier, у Prodigy – Havoc и Alchemist, у Wu-Tang – RZA.

У него нет группы, флэйвы, идентичности. Он жил в Квинсе, но не был частью ни Mobb Deep, ни Wu, ни тусовки Бигги. Тем более, человек подметил, что бОльшую часть жизни провёл в богатстве, а бедность и улицы остались далеко в юности, как тот мальчик с обложки Illmatic. Он так давно тусуется с P. Diddy и носит шёлковые пиджаки, что не уверен, найдёт ли свой старый дом в Квинсе.

Так как вы опишете Наса в двух словах? Вот он себя называет сыном Бога, но что-то я не видел, чтобы Westside Gunn или God Fahim признавались в родстве.

Прослушав альбом, я хочу посадить мистера Джонса за стол и спросить с пристрастием:

«Почему, мистер Джонс, почему? Во имя чего? Что Вы записали? Зачем продолжаете выпускать альбомы? Неужели вы верите, в какую-то миссию или просто хотите оставаться на слуху? Зачем, зачем позвали на фиты Lil Durk, Big Sean и A$ap Ferg? Что, лирический талант Benny, Earl Sweatshirt, Conway и Freddie Gibbs недостаточно впечатляет вас? Или наоборот: боитесь, что они как Big L уничтожат вас на собственном треке? А где талантливые сыновья J.Cole и J. Electronica? Вы за какую культуру боретесь, рэп-мессия?

Так в чем миссия, может быть, вы откроете? Это уважение, деньги, мир или боретесь за любовь? Иллюзии, мистер Джонс, причуды восприятия! Хрупкие логические теории старого рэпера, который отчаянно пытается оправдать своё существование: бесцельное и бессмысленное. Но они, мистер Джонс, как и Матрица, столь же искусственны. Только человек может выдумать скучное и безжизненное понятие «Лучший эмси». Вам пора это увидеть, мистер Джонс, увидеть и понять: Вы не можете победить, продолжать борьбу бессмысленно! Почему, мистер Джонс, почему вы упорствуете?

Вы – не Мы, мистер Джонс. Вы явствовали, что хип-хоп умер, ничего не сделали для его перерождения, а теперь ещё и отказываетесь отдать должное тем, кто это сделал за вас. Jay Z подписал Benny на лейбл. Jay Z сфотографировался с Mach Hommy! Он держит руку на пульсе».

Так! Альбом

King’s Disease – попытка усидеть на двух стульях, в то время как снизу тебя имеют в образовавшуюся щель. Я не претендую на эту цитату, она позаимствована из архивов акционерного общества «Антихайп». Этот альбом одновременно звучит как недосовременный и недоклассический. Ни улицам, ни клубам. Так для кого же вы это записали?

В 2020 в распоряжении ветеранов супер-чит – позови на альбом Conway, Benny, Freddie Gibbs, Earl Sweatshirt, возьми биты у Alchemist и тебя снова полюбят как в старые-добрые. Сейчас, когда Griselda отвоевала кусочек внимания к классическому рэпу, такой шаг подарил бы Насу стопроцентный почёт и симпатию тех, кому за 30. Однако Наса любят просто за то, что он есть.

Топ-5 рэперу за всю историю не требуется ни лишнее внимание, ни мнимый респект улиц. Поэтому он зовёт личных фаворитов, мастеров слова Big Sean, A$ap Ferg и Lil Durk. Два первых – подзабытые герои, а третий скоро получит коленом под зад от очередного дегенератского фрешмена с разноцветными дредами, и вылетит из ряда актуальных имён.

То есть рэпер не зовёт ни горячих бойцов, что делают старый звук, ни топов, под чьи песни школьники тратят юность в Тик Токе. При этом он записывается с этими полузабытыми бездарями, которые в жизни не считались уважаемыми рэперами. А чего тогда не позвать Мигосов, Карди Би и толстую жопу Ники Минаж? Для кого вы старались, мистер Джонс? И почему лучшим считают вас, а не Рок Марсиано, который за 10 лет выпустил больше впечатляющего материала, чем вы за 30?

Медиа пишут, что читка Наса на новом альбоме такая же отточенная как на первом. Это простейшая завязка для статьи. Напиши по-другому и релиз уже сложнее хвалить. Олдскульный рэп настолько давно покинул поле мейнстрима, что непонятно: как звучит нормальный зачитон без дегенератских эдлибов а-ля Мигос и их же триплетской тараторки? Причём к Лил Пампам и прочим Сикс Найнам претензии невозможны. Люди не примеряли мантию уличных философов и королей хип-хопа.

К тому же Nas охрип ещё сильнее, но его голос лишён обаяния вроде престарелого рычания MF DOOM или Sean Price. Его флоу не качает. Он припыленный и неприятный.

Посему эта неприкрытая лесть, что рэпер Нас так же хорош как 30 лет назад, заставляет недовольно отмахиваться рукой. Это как хвалить видео с тренировок нынешнего Тайсона и забыть о том, что человек не выходит на ринг со времён дебюта Фифти Сента. Да, неплох в роли своей же тени в лучшие годы, ходячий бренд и все уважают. Это, между прочим, пишет тот, кто обожает Illmatic и считает его Tоп-5 в истории жанра. Только гениальный 19-летний парень, сотворивший историю, давно мёртв. Его как Big L, застрелили в Квинсе на пороге дома.

Рэпер Нас выпустил легендарный Illmatic в 1994. В те времена воздух вдыхался иначе, мысли крутились в другую сторону и сердца бились с иной частотой. Люди всё ещё мучают ветерана проклятым Иллматиком, хотя прошло 26 лет, а человек выпускает уже 12-й альбом. «Человек регенерируется полностью за 7 лет, клеток из которых состояли мы, совсем нет» – эти слова произнёс рэпер Шим в песне о том, как люди меняются и не находят общего языка со старыми приятелями. Насир Джонс, если учитывать эту меру, регенерировался 4 раза. Если Нас и в 50 выглядит на 40, то его голос проржавел хрипом, а флоу потерял голод.

А чего нам эти мудрствования мессии? Чего стоит мнение этой жадной до хайпа свиньи? Он никогда не был королём Нью-Йорка, Джей Зи победил в бифе, да ещё и трахал его жену. Оставьте за скобками первый гениальный альбом и как вы оцените статус Насира Джонса? Конечно, вычеркнуть Illmatic нельзя, а вот King’s Disease ещё как.

Релиз звучит, как посмертный альбом. Он безвкусный, как бумага, серый и безжизненный. Если не брать во внимание трек с хорошим певцом Anderson Paak, то лучшим назову воссоединение его бесславной команды The Firm, где мы слышим приятные сердцу голоса AZ и Cormega. Однако даже здесь, как бы, издеваясь, их заставляют читать под бит со снэйрами из 2000-х. Иронично, что Hit-Boy, который спродюсировал альбом, тоже называют легендарным битмейкером. Вот они, ваши герои.

Поделиться

Комментарии закрыты.