Пятница, 15 марта

Рецензия на альбом Касты — Чернила осьминога

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Российские рэп-группы в 2020 представлены только Кастой. Даже Gruppa Skryptonite собрана из инструменталистов вокруг фронтмена. К тому же миллион раз сказано о том, как коллективы разваливались, а Каста и через 20 лет собираются и выпускают альбомы. В последнее время раз в год. Так что, Чернила осьминога — бальзам на душу олдфагов, готовых слушать по инерции или нечто большее?

Пример удачной химии

Сотрудничество друзей закрепилось на молекулярном уровне, как протоны и нейтроны. Развязный стиль Хамиля и Змея притягивается к более серьёзному и мудрому подходу к текстам у Влади и Шыма. Первая пара даёт коллективу лёгкость и юмор, вторая основательность и глубину. Альбомы группы — это баланс с лёгким перекосом в серьёзку или юмор. Вспомните совместный релиз Хамиля и Змея. Много минорных и глубоких треков там видели? Возьмите сольники Влади. Сколько легковесных песен насчитаете?

С одной стороны, продолжительное сотрудничество — чудо. С другой, причина элементарно объяснить на пальцах. Ребята ничего не выпускают поодиночке. За 20 лет у Хамиля Феникс и ХЗ напополам со Змеем. У последнего EP,  который мало кто вспомнит. Шымановский записал столько песен, сколько раз менялся президент РФ. Продуктивность Влади на их фоне выглядит как конвейер: 4 сольника за 20 лет.

Только второго альбома Владислава фанаты ждали 10 лет. Его сольное творчество ну уж слишком мессианское и мудрствующее. Он просвещает, проповедует и ловит шизу, как Влади метко отметил в интервью, говоря о Ризе — идейном лидере Ву Тэнга. Влади выдаёт сильные куплеты на альбомах, хорошо склеивает команду, пишет классные биты. На поздних сольниках перегибает с морализаторством, говоря простым языком, душнит.

В общем, Каста вместе, потому что поодиночке непродуктивны как творческие единицы. Работать в группе проще и интереснее. Тебе нужно выдать один, а не два или три сильных куплета на песню. Легче придумывать припевы. Попроси у друга посмотреть строчки, подсказать рифму и он со стороны покажет, как поправить. Легче накидывать и разматывать идеи, корректировать тексты. Работая в группе, люди поднимают куплеты на новый уровень.

Каста беззастенчиво косили под Wu-Tang Clan, когда копировать запад считалось правильным и респектным даже для уличных пацанов. Со временем у группы появился стиль. Лучше сказать так: Каста настолько старые, что косить под их кумиров — моветон. А под новых – оскорблять свою благородную седину. Как бы ни звучало, но это настоящий русский рэп. Он не похож ни на старый, ни на современный. Это называется самобытностью и тем ценна Каста.

С одной стороны, хочешь сказать, что у группы от рэпа осталась форма, а с другой, они периодически делают упор на флоу, как на Не прощёлкай. Ребята там читают, как Оникс из злейших годов и напоминают, что они в первую очередь «Рэп», а потом «Группа». Эта песня нужна альбому. Вдруг кто забыл.

«Ты одновременно и интеллектуал и быдлачок – таких не бывает!»

«Чисто в стиле нашей секты…ой! Касты!» – сказал Хамиль 17 лет назад на дебютном альбоме Влади.

До сих пор гадаю, то ли это ирония над собой, молодым парнем, что привык к плану и сукам, а умные слова пока накидывает в песню исключительно ради понта. То ли намёк на, что Каста это и правда, секта, но об этом молчок. А может Хамиль просто оговорился, а это вставили в трек.

Каста для меня останутся пацанами, что прочитали много книг, окультурились и сменили спортивные костюмы и широкие штаны на пиджаки, и кашемировые пальто. В общем-то, они не скрывают. В их песнях они либо говорят от себя, либо примеряют маски обывателей, которые часто говорят языком героев песен Каспийского груза. Малые повзрослели, в общем.

При этом Каста отлично вскрывает снобов и зануд. Кто-то считает, что у группы колхозный вайб, записанный на дорогую аппаратуру. Да, ребята за 20 лет жизни в столице не избавились от ростовского говорка, Влади и вовсе временами «шокает» и «гэкает», как Брежнев, что способно порезать неподготовленное ухо. Временами юмор отдаёт «Уральскими пельменями». Сильные строчки перемежают околофэйспалмовые моменты.

Если смотреть на группу придирчивым взглядом подростка, это невыносимое старпёрство, попытка местами попасть в западный звук и безнадёжное устаревание в плане флоу. Мало что понятно в текстах. Слушать скучно. Да и парят нотки наставника в голосе Влади. Если же откинуть эти две аудитории, то для остальных симпатичные стороны Чернил осьминога и Касты в частности расцветут во всей красе. Ростовские москвичи отлично пишут рэп для тех, кто его вообще не слушает. Я поставлю этот альбом родителям, не чтобы показать «Смотрите, рэп — это не только примитивные стишки про йоу», а просто как хорошую музыку. Уверен, что они послушают и что-то понравится. Убедите меня, что это не плюс «Чернил».

Поэтому лучшие песни Касты те, где они рассказывают историю без захода на морализаторство. Пароль от почты застолбил место в золотом списке треков группы.  Это потрясающий опенинг альбома. История автомобильной аварии, что рассказывается четырьмя разными водителями. Все они признаются перед возможной смертью перед столкновением, что хотели дать любимой пароль от почты. Пусть мне не близко желание открыться близким перед смертью со всех сторон. Я предпочту полностью почистить комп и соцсети перед неминуемой гибелью.

Тем не менее, я видел в комментариях, что люди пишут, как попадали в аварию друзья и родственники. Кто-то погиб, кто отделался испугом. Однако это заставляет слушать песню с замиранием. Пароль от почты уже стоит того, чтобы выпустить альбом. Попадание настолько сильное, что песня окажется в списках лучших хитов года у любой аудитории. Даже вышеназванных снобов и подростков.

Так же круто удалась история о несправедливо осужденном друге-архитекторе. Если говорить о творческой реакции в виде несогласия с действительностью, то песня эталон самовыражения. Эпизодическое участие Рэм Дигги, который не читает куплет, а поёт припев, говорит о том, что альбом продумывался до мелочей. Это вкрапление Дигги с его узнаваемым голосом, как пазл ложится в правильное место.

Кинематографичненько

Говоря языком фильмов, если Хаски — арт-хаус, то Каста – кино от Квартер И. Об изъяне понятно и Чернила Осьминога = О чём говорят мужчины в двух частях. И фильмы, и оба последних проекта Касты вышли с разницей в год после длительного перерыва. День Радио и День Выборов выходили перед ОГМ до 2010. Последний альбом до Четырёхглавый орёт, Быль в глаза релизнули аж в 2008. Совпадение? Ну, да, ведь я сам притянул эту параллель.

В Касте, как и в «Квартете» четыре главных роли. Они охватили все темы, что интересуют мужчин под сорок. Трудности поиска партнёров для секса в Не то, призыв подвязывать с алкоголем в Хлоп, рассуждения о дружбе в Не прощёлкай, даже историю человечества в сложном и затем простом изложении в Кратчайшая история мысли и Закипает чайник. Прекрасная и лёгкая Под солнцем затусим о семейном отдыхе, отцовский щелчок по носу обманщикам и хвастунам в Врун-врун. Частный сектор о желании вырваться из лицемерной действительности. Застольный гимн Поорём включай в любой плейлист посиделок. Слабых и спорных моментов хватает, но также немало сильных мыслей, забавных юморесок и прочего.

Теме любви уделено 4 последние песни альбома. Для бездетного и не обременённого отношениями парня это лишняя часть. Выкинь их или сократи до одной и «Чернила» ничего не потеряют. Зачем 4 подряд песни о любви, хоть и рассказанные четырьмя разными людьми?

Для кого? Для чего?

Альбом требует повторного прослушивания. Если вы позавчера гоняли Хаски, а вчера заново Канибуса, то вас не впечатлят рифмы, а текст в большинстве песен покажется душноватым. Тут рискует выползти внутренний сноб и препарировать проект на составные части: рифмы, флоу, юмор, темы, биты. Вакцина от вируса найдена. Воспринимайте альбом как целостное творение. Тогда увидите, что средства служат одной цели: рассказать истории для любого неподготовленного человека. Тогда духота рассеется и откроется целостная картина.

В этот раз мозаика сложилась отлично. Если не разглядывать альбом под микроскопом, а увидеть, что у группы свои причины писать рэп так, а не иначе, то вы поймёте, что «Чернила» удались. Я вряд ли включу отдельно, что-то кроме Пароля от почты и Под солнцем затусим — песни, которая звучит так, как звучал бы советский рэп, если бы СССР не распался. Тем не менее, послушал альбом 3 раза подряд и получил удовольствие. Каста всё ещё находит, что сказать. Круто.

Поделиться

Комментарии закрыты.